Курсовая работа: Ключевые концепты художественного дискурса Николаса Спаркса


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Английский язык
Тип работы:
Курсовые работы
Количество страниц:
35

Оглавление


Введение    2
Глава 1. Теоретические основы исследования    3
1.1    Основные подходы к исследованию термина «концепт»    3
1.2    Основные подходы к исследованию термина «дискурс»    11
1.3 Основные методики когнитивный исследований    15
1.4 Выводы по Главе 1    20
Глава 2. Исследование авторскойконцептосферы Н. Спаркса    22
2.1 Концепт «love» и его основные репрезентации    22
2.2 Концепт «life» и его основные репрезентации    25
2.3 Концепт «death» и его основные репрезентации    27
Заключение    32
Библиографический список    34
Словари и справочные издания    35

 
Введение

 

Данная курсовая работа посвящена исследованию лексических репрезентаций в романе Н. Спаркса «Thebestofme».
Актуальность курсовой работы. Проблема изучения концептов в культурологическом и лингвистическом аспектах привлекает внимание учёных и исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом [Н.В. Крючкова, Е.А Герасимова, Н.Н Панченко, Т.А. Пашутина]. Актуальность темы связана с необходимостью изучения концептов, представленных Н. Спарксом, с целью выявления их национально-языковой специфики. Данная проблема не была предметом исследования, поэтому исследование является актуальным.
Цель и задачи курсовой работы.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1    Основные подходы к исследованию термина «концепт»

 

Термин «концепт» играет одну из важнейших ролей в когнитивной лингвистике. В наше время, поскольку бурно развиваются идеи когнитивной науки, проблемы категоризации и концептуализации становятся, несомненно, чрезвычайно актуальны и значимы для лингвистических исследований. Именно через язык ученый-лингвист познает когнитивный механизм человека. В связи с этим изучение этой проблемы в языке становится неизбежным.
В процессе изучения, какого бы то ни было языкового явления, какой бы то ни было языковой категории или языковой системы могут быть найдены новые факты. При познании окружающего мира человек всегда осуществляет категоризацию его явлений, то есть группирует их согласно собственному пониманию и логике. Категоризация является  неизбежным явлением для человеческого сознания, поскольку при производстве речи и  её понимании задействованы определенные когнитивные процессы. Осмысляя мир и постигая себя в нем, индивид категоризирует вещи и обстоятельства жизни, с которыми ему приходится иметь дело.
Категоризация становится возможной благодаря умению человеческого сознания извлекать из феноменов окружающего мира, из постоянно поступающих сведений какие-либо общие, достаточно неизменяемые признаки, постоянно воспроизводящиеся в некотором сопутствующем окружении. Какие-то категории появляются напрямую из опыта, получаемого из работы человеческого тела, из ситуаций кооперации с другими людьми, а так же из физического и социального окружения.

 

Глава 2. Исследование авторскойконцептосферы Н. Спаркса

В данной главе будут рассматриваться основные концепты в художественном дискурсе Николаса Спаркса. Тщательно изучив материал, мы выбрали наиболее частотные концепты. Изучаемыми концептами будут: концепт love, life, death и suffering. 

2.1 Концепт «love» и его основные репрезентации

Концепт love представлен в дискурсе Николаса Спаркса такими лексемами, как to care, to date, a bliss, loving, a lover, a couple, to respect, to share, to trust, a forgiveness, a boyfriend, a girlfriend, to adore, to kiss, to hug, to make love, blissful, to be jealous, to flirt, to swear, to promise, a partnership, a separation, to fall in love, to be loved, a crush, to infatuate, to betray, to break up, to miss.
Н. Спаркс рассматривает любовь как сильное юношеское чувство, которое перерастает в большую любовь. Он выражает это в тексте книги словом  “tobeinfatuatedwith”. Н. Спаркс использует это слово в следующем контексте: «…He nodded, and as she watched him walk away, she recalled that before she’d loved him, she’d been infatuated with him. It had started out as a girlhood crush, the kind that made her doodle his name on her notebooks while she was supposed to be doing her homework» [Sparks 2011: 158].
Словарь Oxford American Dictionary приводитследующиедефиницииглаголуto be infatuated with: 
having a very strong feeling of love or attraction for someone or something so that you cannot think clearly and in a sensibleway 

2.4 Концепт «suffering» и его основные репрезентации

Концепт suffering представлен в дискурсе Николаса Спаркса такими лексемами, какto hurt, to cry, to suffer, pain, a loss, painful, tears, a tragedy, a grief, to break up, sadness, unhappy, loneliness, to get hurt.
Н. Спаркс рассматривает страдания как душевную боль. Он выражает это в тексте книги прилагательным “painful”.Н. Спаркс использует это слово в следующем контексте: «…I didn’t talk about the war when I got back. I couldn’t. Not a single word. It was just too painful and Clara understood that, so little by little we settled back into our lives» [Sparks 2011: 166]. 
Словарь OxfordAmericanDictionary приводит следующие дефиниции прилагательного painful:
1.    causingyoupain;
2.    painful (for someone) (to do something); painful (doing something);
3.    unpleasant or difficult to do [http://www.oxfordamericandictionary.com]. 
Словарь Merriam-Webster даёт следующие дефиниции: 
1.    causing pain to your body; 
2.    causing emotional pain  [http://www.merriam-webster.com].
Словарь Longman приводит следующие дефиниции: 
1.    making you feel very upset, or very difficult and unpleasant for you;
2.    if a part of your body is painful, it hurts;
3.    causingphysicalpain;
4.    if someone's behaviour or a performance is painful, it is so bad that it embarrasses people [http://ldoceonline.com]. 
Первые два словаря описывают данное прилагательное, как что-то, что является сложным для того, чтобы сделать что-либо, то есть это то, что может причинить душевную боль. В словаре Longman добавляется такое значение, как что-то, что заставляет чувствовать огорчение. 

 

Заключение

Целью нашего исследования было выявление ключевых концептов художественного дискурса Николаса Спаркса. 
В первой главе работы были рассмотрены основные значимые для исследования понятия: дискурс и концепт, а так же основные методы изучения концептов. 
Многие исследователи говорят о связи дискурса с социальными явлениями, и тем самым подчеркивают его коммуникативную значимость. Так Т. Ван Дейк подчеркивает связь дискурса с обществом. Голландский лингвист воспринимает дискурс скорее как элемент общественной системы.
Для некоторых исследователей дискурс является связным текстом с включающим паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты), выполняющее следующие основные функции, диктуемые структурой дискурса: ритмическую («автодирижирование»), референтную, связывающую слова с предметной областью приложения языка, семантическую (мимику и жесты), эмоционально-оценочную, функцию воздействия на собеседника (жесты побуждения, убеждения).
Многие напротив разграничивают понятия дискурс и текст.
Мы будем придерживаться мнения о том, что дискурс следует понимать, как речь (в частности, текст) в ее развитии перед мысленным взором интерпретатора, который помещает содержание очередной интерпретируемой порции дискурса в рамки уже полученной ранее промежуточной или предварительной интерпретации.