Курсовая работа: Роль и значение Л.С. Выготского в отечественной психологии (2015 г.)


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Психология
Тип работы:
Курсовые работы
Количество страниц:
32

Уникальность: выше 60%

Содержание


Введение    3
Основная часть    4
1 Роль Л.С. Выготского в разработке категории деятельности отечественной психологии    4
2 Исследование Л.С. Выготским идейных истоков и философской природы психологии эмоций    11
3 Значение Л.С. Выготского в отечественной психологии и проблема самосознания личности    19
Заключение    27
Глоссарий    28
Список использованных источников    30
Приложения    32

 

Основная часть
1 Роль Л.С. Выготского в разработке категории деятельности отечественной психологии


В отечественной психологии категория деятельности занимает важное место, играя роль объяснительного и методологического принципа психологии. Начало формирования особого отношения к категории «деятельность» в России относится к периоду формирования новых основ психологического знания, когда в качестве основного предмета психологии выдвигались и поведение, и гештальт, и бессознательное.
Внимание к деятельности было обусловлено, в частности, тем значением, которое придавалось этому феномену в марксистской философии. На протяжении многих десятилетий именно категории «деятельность» и «деятельностный подход» в нашей стране играли ключевую роль в развитии психологического знания.
Проблема, однако, заключается в том, что как и в первоначальный период развития психологического знания, так и в настоящее время возникает ряд вопросов, связанных с тем, какой смысл вкладывается в само понятие «деятельность». Как его можно интерпретировать и как в зависимости от этого понимать и объяснять психологические явления и процессы, связанные с психическим развитием человека.
В отечественной психологии перспективными являются разработки категории деятельности в трудах многих ученых, в том числе своими методологическими идеями о психологии и перспективах ее развития выступил и Л.С. Выготский. Он вошел в историю психологии как основатель культурно-исторической концепции, имевший свой особый взгляд относительно понимания деятельности, но по идеологическим причинам надолго выпавший из активного участия в разработке теоретических основ психологии. В настоящее время осмысление высказанных им идей относительно категории деятельности и интеграция наработанных материалов являются не только возможными, но и необходимыми.
С психологической точки зрения важную роль в этом плане играет культурно-историческая концепция развития психики, основателем которой считается Л.С. Выготский. Краеугольным камнем разработанной им научно-психологической теории является идея об опосредованности психологических процессов и психического как человеческой деятельности.
Опосредованность в данном контексте означает включенность всех психических актов (функции, процессы) в культурный контекст жизни и деятельности индивида. В качестве средств опосредования выступают орудия труда, утварь, знаки, слова (язык), символы, овеществленные смыслы, мифы в целом.

 

2 Исследование Л.С. Выготским идейных истоков и философской природы психологии эмоций


Рассмотрим, что предложенный Л.С. Выготским в первой трети ХХ в. анализ комплекса предпосылок, используемых в философии и психологической науке, еще более востребован в психологии XXI в. Акцентируется исследование Выготским идейных истоков и философской природы психологии эмоций.
Л.С. Выготский известен в нашей стране и за рубежом как признанный классик мировой психологии. Но, на мой взгляд, образ Выготского как отечественного психолога мирового масштаба верен лишь частично, так как в этом образе опущена мощная философская составляющая его гения.
С возрождением философской мысли в постсоветской России его творчество необходимо вписать в более широкий контекст мировой философии современности. И в этом качестве он является и должен быть интересным собеседником для всех нас. Значение глубокого и тщательного изучения философского наследия Л.С. Выготского, репрезентированного, прежде всего, в его рукописных трудах, опубликованных еще в 80-х гг. ХХ в., но, по сути дела, совершенно недостаточно оцененное философским сообществом, трудно переоценить. Оно предполагает не только восстановление исторической справедливости, но и актуализацию философии психологии Выготского.
На мой взгляд, актуализация философии психологии Л.С. Выготского явилась бы мощным стимулом продуктивного обсуждения философско-методологических проблем не только психологии XXI в.
В настоящее время предпринимаются различные попытки описания познавательной ситуации, сложившейся в психологии XXI в. Наиболее широкое распространение получила попытка использования куновского понятия парадигмы. Отечественный исследователь А.В. Юревич констатирует, что «Методологическое самоопределение психологической науки, как правило, осуществляется в терминах парадигм. Понятие парадигмы, введенное Т. Куном, получило в ней намного более широкое распространение, нежели такие его «конкуренты», рожденные на территории философской методологии науки, как «исследовательская программа», «исследовательская традиция» и др.» [6, с. 285].
Широко распространенный «куновский» способ описания познавательной ситуации в психологии необходимо подвергнуть некоторой коррекции в теоретическом контексте понятия «субъективная реальность понимания», предложенного отечественным философом и методологом В.С. Швыревым.
Согласно В.С. Швыреву, условием конструктивной научно-познавательной деятельности является способность и возможность реально работающего интеллекта «понимать» предпосылки самой познавательной деятельности. Это «понимание» является свойством реально работающего субъекта, если угодно, представляет собой его «субъективную реальность». Но важно подчеркнуть, что эта «субъективная реальность понимания», выступая в качестве необходимого условия осуществления задач научного познания, органически входит в структуру научной деятельности. А это означает, что сам образ научно-познавательной деятельности не может ограничиваться только фиксацией проблемной ситуации, задач, объекта исследования, предметно-орудийных средств исследования (в наблюдении и эксперименте), познавательных предпосылок, форм выражения объективированного знания и способов и приемов работы с ним и т.д. - всего того, что традиционно составляло предмет методологии науки. Он должен также включать и «субъективные реальности» позиции исследователя, без которых наука просто невозможна. И на первый план здесь, естественно, выдвигается освоение субъектом познания познавательных норм и средств [6, с. 136].