Дипломная работа: Поэтический сборник М. А. Волошина «Selva oscura» в коммуникативном аспекте (2016)


Цена: 10 Скачать
Предмет:
Филология
Тип работы:
Дипломные работы
Количество страниц:
66

ВНИМАНИЕ! Документ в формате pdf

Проблемы художественной коммуникации, исследования коммуникативных особенностей лирического текста актуальны, поскольку позволяют понять закономерности восприятия поэзии, возможности активизации «личностных смыслов», рожденных стихотворением в сознании читателя. Лирика М. Волошина – важнейший «культурный пласт», «раскопки» которого далеко не завершены: научных работ, посвященных коммуникативным особенностям лирики М. Волошина нет, сборник «Selva oscura» недостаточно исследован литературоведческой и лингвистической науками.

Целью работы является рассмотрение коммуникативной структуры поэтического сборника М. Волошина «Selva oscura».

Основные решаемые задачи:

- выявление особенностей многоголосия лирики М. Волошина;

- описание средств адресованности, используемых в лирическом тексте;

- рассмотрение основных типов адресатов и типов лирических текстов в поэтическом сборнике «Selva oscura»;

- анализ одного из ключевых стихотворений поэтического сборника в коммуникативном аспекте.

Наиболее существенные результаты работы состоят в следующем:

- многоголосие лирики М. Волошина проявляется в совмещении множественности голосов, сознаний, эпох и культур;

- лирическая коммуникация поэта направлена не только на внутренний диалог, но и на диалог с окружающим миром, что приводит к расширению выбора адресата;

- сосредоточенность на лирическом «я», как субъекте, объединяющем собеседников, является важной чертой поэтического мира поэта;

- лирическая коммуникация в текстах поэта стремится перерасти из монологической речи в диалог;

- М. Волошин расширяет круг адресатов лирических произведений, намеренно опуская местоимения, что влияет на стилистику текста, выбор глагольных форм.

Непосредственная связь с читателем осуществляется не только с помощью вопросительных, но и за счет побудительных конструкций, в которых осложняется смысловое значение. Они выражают желательность, значение заклинания, просьбы, длительности какого-либо состояния, нравоучения. За счет этого достигается динамичность, выразительность, актуализация определенных семантических ассоциаций.

В дипломной работе доказано, что особым образом организованная поэтическая коммуникация стала архитектонической основой поэтического сборника «Selva oscura».

Основные практические результаты работы заключаются в том, что материалы исследования лирики М. Волошина могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.

Апробация результатов работы была представлена на «Неделе русского языка» в ГБСОУ школе-интернате № 5.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…6-11

ГЛАВА I. КОММУНИКАТИВНЫЙ СТАТУС ЛИРИЧЕСКОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ………………………………………………………………12

1.1. Адресованность художественного текста..……………………….......12-15

1.2. Поэтическая коммуникация……………………………………..….…15-18

1.3. Коммуникативный аспект анализа лирического текста……….…….18-24

1.4. Средства адресованности в лирическом тексте…………………...…25-27

Выводы…………………………………………………………………...….27-28

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНОСТЬ ЛИРИКИ М. ВОЛОШИНА………29

2.1. Содержательные и стилевые доминанты творчества М. Волошина……………………………………………………………….……29-33

2.2. Заголовочный комплекс и функционирование обращений…………33-39

2.3. Глагольно-личные формы как средство адресованности……………39-41

2.4. Типы адресатов и речевые особенности адресанта……………….....41-50

2.5. Анализ стихотворения «Подмастерье» в коммуникативном

аспекте……………………………………………………………………….50-54

Выводы…………………………………………………………………....…54-55

Заключение………………………………………………………………….56-59

Библиографический список………………………………………………...60-65

Приложение……………….…………………………………………….........…66