Курсовая работа: Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (основные положения)


Цена: 3 Скачать
Предмет:
Социальная психология
Тип работы:
Курсовые работы
Количество страниц:
38

Содержание

Введение. 2

1 Роль культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. 5

1.1 Роль Л.С. Выготского в разработке категории деятельности отечественной психологии. 5

1.2 Значение Л.С. Выготского в отечественной психологии и проблема самосознания личности. 12

2 Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: основные положения. 20

2.1 Формирование культурно-исторической концепции психологии в театральных рецензиях Л. С. Выготского. 20

2.2 Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. 28

Заключение. 35

Библиография. 37

 

Введение

Актуальность работы. Выготский занимался разработкой культурно-исторической концепции в 20-30 гг. XX в. Каждый выдающийся психолог, занимался проблемами общей психологии, одновременно разрабатывал и проблемы развития психики. Этими проблемами интересовались известнейшие ученые: В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

В течение долгого времени в психологии проблема развития высших психических функций оставалась нерешенной. Хотя изучение процессов высших психических функций очень важно, чтобы разобраться в личности ребенка, границы этой области были не обозначены, не установлены задачи и проблемы, стоящие перед исследователями. Помимо этого, понятие высших психических функций было довольно расплывчатым и непонятным, оно не совсем разграничено с иными родственными понятиями, а содержание его не определено. В психологии имелось два различных взгляда на процесс психического развития ребенка. Первый взгляд -  изучение высших функций психи состоит в исследовании натуральных процессов, которые их составляют, а также в сведении сложных процессов к простым; при этом не рассматриваются специфические особенности и закономерности культурного развития поведения. Второй взгляд – позиция идеального подхода, согласно ей у человека божественное происхождение, его душа и психика божественны, неизмеримы, их нельзя познать.

Л.С. Выготский старался показать отличительные человеческие черты в поведении ребенка и процесс развития такой модели поведения, его теория привела к тому, что нужно было применять традиционный подход к процессу развития психики ребенка. Он считал, что традиционные взгляды на развитие высших функций психики односторонни и ошибочны.

Речь ребенка, его рисунок, овладение им чтением и письмом, логика и мировоззрение, развитие представлений о числах и операциях с ними, часто являлись предметами исследования. Однако все данные процессы и явления, все функции психики  и формы поведения, ученые исследовали с их природной стороны, изучали образующие и входящие в их состав натуральные процессы. Исследователи того времени принимали во внимание высшие функции психики и сложные культурные формы поведения со специальными способностями и их структуры и работы, с их закономерностями. При таком подходе к проблемам развития высших функций психики ребенка, выяснение генезиса формы и самого процесса развития высших форм поведения заменялся анализом готовых форм поведения, а сам вышеуказанный процесс оставался неизученным и методологически не осознавался.

В детской психологии были созданы лишь главы, которые относятся к раннему возрасту,  во время которого становятся зрелыми и получают развитие, в основном, элементарные функции, а высшие еще находятся в состоянии зачатков (доисторический период). Но без правильной оценки данного периода в развитии высших функций психи, нельзя проследить историю их развития. Л. С. Выготский показал на то, что у человека есть особый вид функций психики,  полностью отсутствующий у животных. Ученый назвал их высшими психическими функциями, составляющими высший уровень психики человека (сознание). Они формируются в процессе социального взаимодействия. Высшие психические функции человека, то есть его сознание, имеют социальную природу. Для четкого обозначения проблемы, Л. С. Выготский сблизил три основных понятия, которые раньше рассматривались отдельно, - понятие высшей функции психики, понятие культурного развития поведения и понятие усвоения процессов своего поведения.

Принимая во внимание общественно-историческую природу психики, ученый трактует социальную среду не как "фактор", а как "источник" развития личности. Он считает, что при развитии ребенка, существуют две переплетенные линии. Одна идет путем естественного созревания, вторая - овладение культурой, методами поведения и мышления. Система знаков – символов (язык, письмо, система счисления и т.д.) – это вспомогательные средства организации поведения и мышления, созданные человечеством в процессе своего исторического развития.

 В школе Л. С. Выготского исследования знака были начаты с того, что изучалась его инструментальная функция. А затем он начал изучать внутреннюю сторону знака (значение).

Самая первая форма существования знака — внешняя. Потом знак становится внутренним средством организации психических процессов, возникших в итоге многообразного поэтапного процесса «вращивания» (интериоризации) знака. Происходит вращивание не только знака, а целая система операций опосредствования. По мнению Л. С. Выготского, надо отметить две стороны психического развития ребенка - натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции человека непосредствены и непроизвольны, они обусловлены биологическими (природными) школа А. Н. Леонтьева называет их органическими факторами (это органические созревание и работа мозга). По мере того, как субъект овладевает системами знаков (линией «культурного развития») натуральные функции психики преобразуются в новые — высшие психические функции (ВПФ), их характеризуют три главные свойства: социальность (происхождение); опосредствованность (строение); произвольность (характер регуляции).

Цель настоящей работы - рассмотреть культурно-историческую теорию Л.С. Выготского: основные положения.

Объект исследования - развитие культурно-исторической теории  Л.С. Выготского.

Предмет исследования – основные положения культурно-исторической теории  Л.С. Выготского.

Задачи курсовой работы:

-  изучить роль Л.С. Выготского в разработке категории деятельности отечественной психологии,

- значение Л.С. Выготского в разработке категории деятельности отечественной психологии,

- проанализировать культурно-историческую теорию Л.С. Выготского.