... Большое внимание уделено обрядовым и трудовым песням, в которых нашел яркое отображение общественно-бытовой уклад жизни казахов, повлиявший на формирование менталитета и проявлений национальной самобытности. Психология мышления отражается в них через яркие образы природы и сопоставление их с жизнью человека, что подтверждает истоки самобытности казахов в домусульманский период.
Наибольшую популярность и распространение у казахов имели свадебные песни “Жар-жар”, “Сын-су”, “Бет-ашар”, в которых звучали мудрые поэтические наставления и пожелания молодым супругам, содержащие определенные психологические установки (наказы старших) относительно будущей семейной жизни. Не менее впечатляющи и похоронные песни “естиру” (извещение о смерти), “жоктау” (песни-плачи) и “конил-айту” (песни утешения), характеризующие смерть как неизбежное явление и призывающие к более чуткому и внимательному заботливому отношению к живым.
В устных рассказах, рожденных в традиционных беседах – “әңгiмелесу”, ставится также и просветительская задача – расширить круг познания слушателей. Традиционная беседа идёт по кругу, дополняется новыми сюжетными линиями, соотносимыми с избранной тематикой, один эпизод нанизывается на другой, каждый рассказ (сюжетная линия) завершается рассуждениями самого сказителя, его выводами, оценками. Это наглядно отражается в народных поэтических состязаниях “Айтысах”, сохраняющих свою значимость и актуальность и по сей день.
Анализируя народный фольклор, складывавшийся на протяжении веков и сохранившийся в настоящее время, можно понять слабости и сильные стороны того или иного народа, изучать психологию его представителей, весь исторически сложившийся комплекс его быта, а также определить роль многообразия ассоциаций, порождаемых тем или иным временем года, недели, запахами и звуками природы, что и характеризует тонкость восприятия, национальную индивидуальность народа, которая формировалась в процессе воспитания и особенностей образа жизни. По мнению Б.А.Байтанаева многое также “заложено генетическим кодом”, обеспечивающим национальное своеобразие (5). Как подчеркивал Н.Бердяев “культура никогда не была и не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком качестве восходящая до общечеловечности” (6), и, как справедливо заметил Л.П.Гумилев, “если все люди сольются и станут одинаковыми, то тогда и никакого движения, никакого развития культуры и просто жизни не будет. Будет маленькое угасание, и хорошо, если медленное”.(7)
Каждое новое поколение, унаследовав деятельность своих предшественников, продолжает ее и при совершенно изменившихся условиях, но, тем не менее, верность традициям и заветам предков позволяет народу сохранить свою самобытность и этническую культуру, частично видоизменяя ее и адаптируя к новым условиям деятельности и новым реалиям жизни. ...
Литература
1. Валиханов Ч.Ч. Избр.произведения в 5-х т. т.1. – А., 1983.
2. Ауэзов М. Мысли разных лет. - А, 1966.
3. Жарикбаев К.Б., Чистов В.В. Этика и психология. – А., 1997.
4. Эпос “Кобланды”//Боровков А.К. Вопросы изучения эпоса народов
Средней Азии и Казахстана. – М., 1963.
5. Байтанаев Б.А. Устно-поэтические традиции в художественной
структуре казахского романа. – А.: Галым, 1994.
6. Бердяев Н. Судьба России. М., 1918.