Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАЗАХСТАНА. 5
1.1 Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания школьников Казахстана. 5
1.2 Программа по музыке для казахских школ (1-3 классы). 8
ГЛАВА 2 МУЗЫКА Г. А. ЖУБАНОВОЙ НА УРОКАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 24
2.1. Жизненный и творческий путь Г. А. Жубановой. 27
2.2 Сочинения Г.А. Жубановой на уроках музыки. Перечень, анализ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 52
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАЗАХСТАНА.
1.1 Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания школьников Казахстана
... Немаловажную роль в развитии теории и практики музыкально-эстетического воспитания и образования играли опытно-показательные школы, первоначально открытые Кирнаркомпроссом в городах Оренбурге, Кызыл-Орде, Ташкенте. По существу они служили базой Кирнаркомпросса, где изыскивались пути решения программно-методических проблем обучения и воспитания учащихся применительно к особенностям казахской школы, и являлись образцовыми учебными заведениями, достойными подражания, в частности по музыкально-эстетическому воспитанию и образованию.
Начиная с 50-ых годов, учебные программы подвергались переработке, дополнению и изменению. В результате конкретизировались пути, средства, приёмы, формы и методы улучшения учебно-воспитательной работы с учётом возрастных особенностей школьников, усилилось внимание к повышению хоровой культуры, привитию певческих навыков, развитию музыкальной культуры, профессионального и познавательного интереса на уроках, бережному отношению к культурному наследию, эмоциональному восприятию программного материала. ...
ГЛАВА 2 МУЗЫКА Г. А. ЖУБАНОВОЙ НА УРОКАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.2 Сочинения Г.А. Жубановой на уроках музыки. Перечень, анализ.
... В 60-70-е годы создано также немало поэм и обработок народных песен и кюев для хора. Наиболее интересным среди них является кюй-поэма на слова Х. Ергалиева. Это хоровое претворение кюя Курмангазы «КөбІк шашқан», который отличается драматическим сдержанным характером. Как и кюе тембровое развитие поэмы начинается с проведения основной темы в низком регистре и достигает наивысшего эмоционального напряжения в кульминации, где все голоса тематически оживляются и звучат в высоком регистре.
Новый интерес к вокально-хоровым жанрам обозначился в 80-е годы. Преобладает обращение к оратории «Торжественная оратория» «Песня Татьяны», «Возлюби человек человека») и использование голоса в симфонических сочинениях (вокально-симфоническая поэма, посвящённая М. Тулебаеву, II симфония «Остров Женщин»). Но в этих произведениях композитор уже далёк от внешней плакатности. Г Жубанова освобождается от значительного влияния на творчество многих казахстанских композиторов общегосударственных идей и обращается к таким темам, которые выражают ее глубоко личные переживания. В результате даже те жанры, которые наиболее сильно подвержены влиянию официального искусства (например оратория), трактуются иначе, чем в 60-70-е годы. Оратория приобретает лирико-эпический характер.
Изучив жизненный и творческий путь Газизы Ахметовны Жубановой можно сделать следующий вывод:
Во – первых, её богатое творческое наследие проявившееся в симфониях, ораториях, балетах, музыки к хорам и пьесам, в недостаточной степени освещается на уроках музыки. Так, школьная программа предлагает к изучению три основных её сочинений: балет «Хиросима», симфонию «Жігер» и поэму «Ақсақ құлан». При этом балет «Хиросима» изучается в 4 классе, здесь же учащиеся знакомятся с кюем ««Ақсақ құлан». и лишь в шестом классе к ним добавляется симфония «Жігер». ...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аравин П. В. Ахмет Жубанов. Алматы, 1969.
2. Балтабаев М. Х. Современная художественная культура Казахстана. Алматы, 1998.
3. Бекхожина Т. Казахские песни – сказки. // Музыкознание. Алматы, 1972.
4. Бисенова Г. Н., Брусиловский Е.Г., Дубовский И. И. и др. Народная музыка в Казахстане, Алма-Ата., 1987.. .
Тема урока: Балетное Искусство Казахстана
Подтема: Знакомство с балетом «Хиросима» Г. А. Жубановой
Цель: Познакомить учащихся с историей создания балета и творческими поисками Г.А Жубановой. И народной
составляющей основной темы балета.
Музыкальный материал: Балет «Хиросима» Г. А. Жубановой.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о балетном искусстве Казахстана.