Содержание
Введение 3
1 Сущность и понятие наскального искусства 6
1.1 Вопросы становления и развития петроглифоведения в Казахстане 6
1.2 Анализ функциональных аспектов святилищ с наскальными изображениями 11
2 Петроглифы каменного и бронзового веков 15
2.1 Наскальные изображения каменного века 15
2.2 Образы и сюжеты наскальных изображений бронзового века 18
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложения 30
Введение
... Объектом данной курсовой работы является рассмотрение и изучение понятий и сущности наскального искусства в Казахстане, что является значительным ввиду того, что наша история это наше настоящее и будущее.
Цель курсовой работы – рассмотрение наскального искусства Казахстана.
Исходя из поставленной цели, предстоит решить следующие задачи:
- исследовать вопросы становления и развития петроглифоведения в Казахстане;
- проанализировать функциональные аспекты святилищ с наскальными изображениями;
- рассмотреть наскальные изображения каменного века;
- охарактеризовать образы и сюжеты наскальных изображений бронзового века. ...
1 Сущность и понятие наскального искусства
1.2 Анализ функциональных аспектов святилищ с наскальными изображениями
... Факторы, влияющие на сохранность памятников наскального искусства, выделяются естественные, техногенные и антропогенные факторы и рассматриваются некоторые практические вопросы консервации и реставрации наскальных рисунков.
Вопросы сохранения и музеефикации памятников наскального искусства исследуются некоторые практические вопросы музеефикации и использования местонахождений петроглифов в познавательных и туристических целях.
Некоторые дискуссионные вопросы развития современного петроглифоведения обсуждаются проблемы, поднимаемые в ходе научной дискуссии, начатой в 2004 г. по инициативе Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, и подвергаются критике взгляды некоторых ученых о возможности искусствоведческого и иных подходов при интерпретации содержания наскального изобразительного искусства и об использовании их как полноценного исторического источника.
Методика хронологической атрибуции памятников изобразительного искусства показывает, что при датировке учитываются все современные приемы определения абсолютного и относительного возраста петроглифов. Актуальной является проблема вычленения наскальных изображений допалеометаллических эпох.
Исследователи подчеркивают, что палеолитическое искусство, обнаруживаемое сейчас на всех континентах, характерно для всей популяции Homo sapiens, но сохранилось в силу природно-климатических условий не везде и многие открытия, видимо, ждут своих исследователей. ...
2 Петроглифы каменного и бронзового веков
2.1 Наскальные изображения каменного века
... Внимания заслуживает мнение И.Д. Русаковой, которая разделила известные ей петроглифические комплексы Хакасии на три типа: святилища, сторожевые посты (наблюдательные пункты) и «скалы-книги», или информационные центры [21, с. 74-76]. Последнее - довольно интересная расстановка акцентов в определении статуса некоторых особо примечательных местонахождений петроглифов. Тезис относительно информационного центра открывает новые возможности квалификации храмов, святилищ, как действительных средоточий накопленных древними социумами опыта, знаний и навыков, связанных не только с изобразительной деятельностью, но и с другими направлениями жизнедеятельности, а также как мест хранения, передачи и распространения их во времени и пространстве.
Методика фиксации и документирования наскальных изображений анализируются эмпирически сложившиеся методы изучения и документирования памятников наскального искусства. Этот аспект не носит чисто технического характера, за методом копирования кроется очень важная задача успешного решения методологических проблем анализа материала и возможность его достоверного использования в качестве полноценного исторического источника. Любые искажения при копировании рисунков могут привести к ложным научно-методологическим построениям.
В 1920-1950-е гг. сложились и другие методические принципы фиксации, связанные с полевыми изысканиями, - съемка тополандшафтных планов местонахождений наскальных изображений; формализованное словесное описание с выделением основных элементов и признаков; выявление, фиксация и изучение других видов археологических памятников, расположенных рядом с петроглифическими комплексами, и другие подходы, которые в будущем не могут быть заменены какими-то техническими средствами и потому остаются до сих пор в арсенале археологической процедуры как важнейшее условие. ...