СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.. 6
1.1 Основные категории авторского права. 6
1.2 Авторские договоры.. 13
1.3. Наследование авторских прав. 23
2 ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ. 28
2.1 Защита авторских прав в сети Интернет. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
1. ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.3. Наследование авторских прав
... Наряду с плагиатом и контрафакцией существуют и другие нарушения авторского права, способы защиты от которых установлены ст. 49 Закона об авторском праве.
А. Первым из способов (мер) защиты закон называет признание права, заключающееся в установлении судом (или иным компетентным органом) факта принадлежности определенного субъективного права конкретному лицу. К данной мере прибегают в случаях, когда право оспаривается другим лицом, присваивается.
Часто признание права является предпосылкой для применения других способов защиты, а также для устранения возможности нарушения права в будущем. В приведенном примере признание авторства может потребоваться лицу, под именем которого опубликовано произведение, для предъявления требований об опровержении, о принесении извинений и т. п.
Кроме того, поскольку плагиат связан с использованием произведения (воспроизведением, распространением и т.п. ) то наряду с признанием авторства обычно предъявляется требование о возмещении убытков, вызванных незаконным использованием.
Б. Восстановление положения существовавшего нарушения права, заключается в восстановлении того состояния, в котором субъект права находился до момента его нарушения. Этот способ сформулирован чрезвычайно широко, так как по существу вос£та1|овительная (компенсационная) функция свойственна всем способам защиты права.
Хотя перечисленные способы защиты не нашли достаточно полного отражения в новом авторско-правовом законодательстве, не вызывает сомнений, что они (например, публикация в печати, внесение исправлений и т. д.) могут применяться и в настоящее время.
Применение данной меры защиты характерно в первую очередь для защиты личных неимущественных прав.
Независимо от возмещения убытков автор вправе требовать совершения таких действий, которые необходимы, для удовлетворения нарушенных законных интересов автора.
Наиболее распространенным и действенным способом защиты авторских прав является судебный порядок (судебная форма) защиты авторских прав.
Закон об авторском праве вообще предусматривает только судебную защиту авторских прав, устанавливав в ст. 49, что «защита авторских и смежных прав осуществляется судом-
Хотя, конечно, для защиты авторских прав не исключена и внесудебная (административная) форма защиты, реализуемая путем обращения к компетентному государственному органу. Административный порядок защиты возможен, например, в случаях издания не соответствующего законодательству акта государственного органа, нарушающего субъективные авторские права. Но, тем не менее, судебная форма защиты остается главенствующей.
Судебная защита нарушенных авторских прав возможна при наступлении определенных условий. Таковыми признаются: наличие прав на иск в материальном смысле; нарушение этого права; осуществление гражданских прав в соответствии с их назначением; соблюдение сроков исковой давности и т. д.
Указанные в подп. 4-6 рассматриваемой статьи меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.
Наиболее актуальной и часто встречающейся на практике является мера защиты, предусмотренная подп. 6, а именно выплата компенсации.
Необходимо иметь в виду, что при назначении компенсации вместо возмещения убытков истец не обязан доказывать размер причиненных ему убытков. Как сказано в законе, выбор одной из мер защиты, предусмотренных подп. 4-6, осуществляется истцом. При этом может быть выбрана только одна из перечисленных мер защиты.
При решении вопросов ответственности за нарушение авторских и смежных прав, то есть вопросов, которые чаще всего оказываются в центре внимания судебной практики, следует четко разграничивать договорную и внедоговорную ответственность.
В частности, нормы ст. 49 должны применяться только при внедоговорном нарушении авторских прав. При нарушении же договора следует применять нормы ст. 32, а также общие нормы
2 ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
2.1 Защита авторских прав в сети Интернет
... Поскольку Интернет является международной сетью, то немаловажным является ответ на вопрос: правовое поле какой страны будет применяться к рассматриваемым отношениям. Сложилось мнение, что применяется правовое поле той страны, на территории которой были применены первичное воспроизведение или переработка.
Теперь коснемся вопросов, связанных со вторым этапом – пересылка полученного произведения в цифровой форме на общедоступный сервер. Данное действие, исходя из норм закона, считается воспроизведением произведения.
Вопросы, возникающие в связи с таким использованием произведения, регулируются на сегодняшний день в новых договорах ВОИС от 1996 г.
Данные договоры регламентируют правовой режим предоставления произведений для широкого круга лиц посредством сети Интернет. В них указывается, что автору принадлежит исключительное право осуществлять либо разрешать «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору». Сейчас выход из создавшейся ситуации только один: применять к рассматриваемым отношениям правовое поле страны, в которой физически расположен данный общедоступный сервер.
В результате всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: личным использованием можно обозначить лишь ту ситуацию, которая связана с первичным воспроизведением (переработкой) произведения непосредственно на общедоступном сервере. В случае если воспроизведение имеет место на другом сервере, то это не вписывается в рамки личного пользования, поскольку для данной операции необходимо, по крайней мере, две копии. При этом простота копирования со страниц сайтов электронных материалов – текстов, изображений, фотографий, аудио- и видеороликов, способствует всевозможным нарушениям авторских прав на указанные объекты. В западных странах споры относительно авторских прав на объекты, размещенные в сети Интернет, рассматриваются с начала 1994 года. Так, компания Playboy Inc. выиграла порядка 15 дел по поводу незаконного размещения в сети фотоматериалов, права на которые принадлежат компании.
В заключении необходимо сказать следующее. Поскольку количество выделенных серверов в Интернет сравнительно невелико, то с неправомерным использованием произведений в сети можно вполне реально бороться. Целесообразно вести борьбу только против популярных и прибыльных ресурсов, так как, в отличие от каких-либо личных страничек, владельцам данных ресурсов будет невыгодно просто закрыть их в случае предъявления к ним претензий по рассматриваемым вопросам. Прекрасно подтверждают данную точку зрения конфликты правообладателей с проектами Lyrics. Ch, MP3.com и Napster. Конечно, данная практика является новой, и законодательство не всегда отвечает ее требованиям, но, несмотря на это, защита авторских прав в сети Интернет вполне осуществима. ...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана, Казахстанская правда. 2006.
2 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). 1 июля 1999.
3 Жайлин Г.А. – Гражданское право РК (особенная часть). Т. 1. Учебник. Алматы. 2001. ...