Оглавление
Введение. 3
1 Этапы развития социологии в России. 4
2 Видные российские социологи. 5
3 Социологический неопозитивизм П. А. Сорокина. 7
Заключение. 15
Библиографический список. 16
2 Видные российские социологи
... Возрождение социологии началось после длительного периода, в конце 50-х г.г., с наступлением “хрущевской оттепели”. В этот период возобновились конкретные социологические исследования. В 1969 г. организован институт конкретных социологических исследований (ныне Институт социологии). С 1974 года издается журнал “Социологические исследования”.
Кардинальные перемены общественной жизни в нашей стране, связанные с “перестройкой”, явились мощным импульсом для дальнейшего развития социологии. В 1987 году создан Всесоюзный, а затем – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись возможности для интеграции с мировой социологической наукой.
Хотя в 90-е годы социология развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая наука, были созданы работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г.Здравомыслов, Г.В.Осипов, В.А.Ядов), социологии труда (Ж.Т.Тощенко, А.И.Кравченко и др.). Большой вклад в развитие социологии внесли труды Ю.А.Левады, Т.И.Заславской, И.С.Кона.
В настоящее время прикладной аспект социологии уже не доминирует над теоретическим. Российская социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы.
3 Социологический неопозитивизм П. А. Сорокина
... П. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречии и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».
В фундаментальном четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» П. Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придается общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как ученый и общественный деятель. На склоне своих лет он выкупил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое "объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа». ...
Библиографический список
1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой Abraham H. Maslow. Motivation and Personality. N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В И. Добренькова — М. Гардарики, 2001.
3. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. 2004. ...