Оглавление
Введение. 3
1 Школы неокантианства. 4
1.2 Философы.. 5
1.3 Общие основные положения. 6
1.4 Г. Марбургская школа. 8
1.5 Баденская школа. 9
1.6 Бруно Баух. 11
2 Философия жизни. 13
2.1 Характеристика. Историцизм. 14
2.2 Вильгельм Дильтей. 15
2.3 Последователи Дильтея. 16
2.4 Немецкая философия жизни. 17
Заключение. 20
Библиографический список. 22
1 Школы неокантианства
1.6 Бруно Баух.
... . Его основная установка трансцендентальна самым радикальным образом. Он даже говорит не об априорном синтезе, а о законе синтеза. Таким образом он достигает более основательного объективизма, чем другие неокантианские идеалисты. Так, он приходит к различению действенности (суждений) и значимости (объективных отношений), причем вторая обосновывает первую. Трансцендентальный субъект понимается уже не как у Риккерта, в виде неустранимого остатка сознания, а просто как система или совокупность условий объектов; это объективный субъект, у которого, по сути дела, ничего не осталось от субъекта, кроме имени. Название главного произведения Бауха «Истина, ценность и действительность» (1923) достаточно хорошо передает характерную для него тенденцию, а именно, тенденцию рассматривать эти три проблемы как три различных аспекта одного и того же вопроса, причем действительность понимается как равная истине и в то же время как тождественная ценности. Дело в том, что истина (истинность) есть по сути чистая значимость, т.е. действительность, тогда как все другие ценности участвуют в ней. Отсюда выясняется, что Баух сводит все к трансцендентальным отношениям (в манере мар-буржцев), но сами отношения понимает как связи значимости, что близко Баденской школе.
Исходя из своего идеалистического объективизма, Баух разработал учение о диалектике, напоминающее в некотором отношении гегелевскую диалектику. Его «понятия», т.е. законы формирования предмета, не жесткие, а находящиеся в вечном движении. Не только материальный мир постоянно развивается, но и сущностные законы нашего мира. ...
2 Философия жизни
2.4 Немецкая философия жизни
... К сожалению, стремлению этих философов к более полному постижению живой действительности сильно повредила их односторонняя основная предпосылка и концепция разума, которую они позаимствовали из старого учения прошедшего столетия, не сумев ее существенно превзойти. 1) Их философия односторонняя, это на самом деле биологи-заторская философия, не видящая ничего, кроме жизни, и неспособная постичь более высокие реальности. По своей односторонности философия жизни ничуть не уступает идеализму, она даже опаснее, ибо по большей части в центре ее интереса находится чисто животная жизнь, выступающая в качестве последнего принципа объяснения, тогда как у идеалистов это место занимает дух. 2) Кроме того, представление этих философов о разуме столь же узко и ограниченно, как и у мыслителей XIX века. Ведь то, с чем они борются, это дедуктивный «рацио», имеющий место в мыслительных операциях современной физики. Они сводят разум к чему-то, подобному жесткому скелету, отрицают интеллектуальную интуицию, следуя в этом Канту, и редуцируют целостность духа к простой функции последовательного мышления. Поэтому неудивительно, что все они оказываются слепы в отношении существования объективных законов и по большей части также в отношении различия между духом и животными психическими функциями и что они обычно доходят до радикального иррационализма. Тем самым они остаются номиналистами и психологистами, неспособными к выработке ясного понятия сверхчувственной реальности.
В общем, философия жизни в значительной мере привержена еще старому образу мыслей, хотя и надо признать, что она, как одна из великих освободительных сил, открывает дорогу современной философии. Такова одна из причин, по которым она после блестящего взлета ныне вытесняется не менее конкретной, но более проницательной философией существования и новой метафизикой. ...