Курсовая работа: Правовое регулирование авторских и смежных прав в РФ


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Право
Тип работы:
Курсовые работы
Количество страниц:
34

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ АВТОРСКОГО И СМЕЖНОГО ПРАВА   5

1.1 Понятие, объект, субъект авторского права. 5

1.2 Понятие, объект и субъекты смежного права. 18

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ   21

2.1 Правовое регулирование авторского права. 21

2.2 Способы защиты авторских и смежных прав. 22

ГЛАВА 3 ОХРАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ   27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

ГЛОССАРИЙ.. 33

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ АВТОРСКОГО И СМЕЖНОГО ПРАВА

 

 

1.1 Понятие, объект, субъект авторского права.

 

... Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных им пределах.

 

От указанных организаций, являющихся производными правообладателями авторских прав, следует отличать организации, которые приобретают авторские права в силу прямого указания закона и поэтому считаются их первоначальными обладателями. К ним относятся, например, организации-работодатели, по служебному заданию которых созданы авторские произведения. Имущественные права подобных организаций, как правило, гораздо шире аналогичных прав, приобретаемых у авторов организациями-правопреемниками.

 

Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др.).

 

Коллективное управление  авторскими правами – новое для российского авторского права юридическое явление. Ранее действовавшее законодательство не предполагало создания подобных организаций. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), а в последующем – Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС).

 

Указом Президента РФ « О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» от 7 октября 1993 г[1].  РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имевшими договоры с РАИС, Российского авторского общества (РАО). РАО стало правопреемником РАИС в отношении имущества и финансовых средств, а также (с согласия сторон) – по всем ранее заключенным договорам. Это было вполне оправданным шагом.

 

Наряду с РАО, в России и ее отдельных регионах действуют и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

 

Зарубежный опыт показывает, что обычно в стране действует несколько достаточно крупных организаций такого рода, сфера деятельности которых разграничивается либо предметно, либо территориально.

 

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не в праве заниматься коммерческой деятельностью и осуществлять использование произведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах. ...

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

 

2.2 Способы защиты авторских и смежных прав

 

...  В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме, т. е. и в виде реального ущерба, и в виде упущенной выгоды. Примером реального ущерба являются расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав. Упущенной выгодой выступают те не полученные потерпевшим доходы, которые он мог бы получить при нормальном осуществлении своего авторского или смежного права. Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, закон предоставляет потерпевшим возможность компенсировать понесенные им и убытки двумя другими, более простыми способами.

 

Во-первых, они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный последним вследствие нарушения авторских и смежных прав. В данном случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как речь идет о всем его незаконном доходе, а не только полученной им прибыли. Напротив, положение потерпевшего облегчается, поскольку доказать размер дохода нарушителя, по общему правилу, гораздо проще, чем обосновать свою упущенную выгоду. В частности, это может быть сделано расчетным путем, исходя, например, из объем тиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.

 

Во-вторых, обладатели нарушены авторских или смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя  выплаты компенсации в твердой сумме. Размер компенсации определяется судом на основании иска потерпевшего в сумме от 10 до 50-ти тысяч минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ. При определении конкретного размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, степень его вины и иные факторы.

 

Наряду с применением одного из рассмотренных способов защиты, выбор которого осуществляется самим потерпевшим, он вправе потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат ст. 151, 1099 1101 ГК, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частности нарушения личных неимущественных прав авторов и исполнителей, применяются и в рассматриваемой сфере.

 

Рассмотренные способы защиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

Нормативные акты

1. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.) // Собрание постановлений Правительства СССР. 1973. № 24.

2. Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность // www.wipo.org.

3. Соглашение между СССР и Австрийской республикой о взаимной охране авторских прав (заключено в г. Вене 16.12.81) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XXXIX. М., 1985.

4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. 32. Ст. 3301.  ...