СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.. 5
1.1 Сущность и понятие правовой политики Республики Казахстан. 5
1.2 Политические субъекты правовой политики и их место в системе казахстанского общества. 7
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.. 11
2.1 Принципы правовой политики Республики Казахстан. 11
2.2 Особенности формирования правовой политики Республики Казахстан. 16
2.3 Политические приоритеты правовой политики Республики Казахстан. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.2 Политические субъекты правовой политики и их место в системе казахстанского общества
... В этой связи подчеркнем, что при формировании правовой политики Казахстана по возможности должно учитываться и общественное мнение, иначе она не будет адекватно отражать реальное состояние дел в обществе, динамику его развития. В то же время, в некоторых случаях, при принятии важнейших политико-правовых решений нельзя слепо полагаться только на общественное мнение, стремясь, во что бы то ни стало угодить публике, могут возникнуть сложности с ее реализацией и, в конечном итоге, субъекты правовой политики Казахстана не достигнут своей цели.
При формировании и проведении в жизнь правовой политики Республики Казахстан должна учитываться и электоральная политика. Электоральная политика Республики Казахстан, как разновидность правовой политики, можно подчеркнуть, складывалось мучительно сложно. Подтверждается это неустойчивостью выборного законодательства, частым внесением в него поправок, дополнений, либо принятием соответствующего закона в новой редакции и т.д., и т.п.
Политические субъекты правовой политики Республики Казахстан способствуют формированию гражданского общества в нашей стране.
Следует отметить, что политические субъекты правовой политики Республики Казахстан влияют не только на создание гражданского общества в стране, но и защищают честь и достоинство человека. Достижение эффективной системы правовой политики Казахстана немыслимо без защиты чести и достоинства казахстанца играющего все более важную роль в осуществлении государственной политики страны.
Как показывает опыт Казахстана, право на честь и доброе имя является неотъемлемым и неотчужденным личным правом казахстанца, которое существуют постоянно и принадлежит каждому с момента рождения.
Неразрывно с честью и достоинством казахстанца стоит и такое понятие, как его репутация. Репутация казахстанца зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. Она может быть положительной или отрицательной и со временем меняется, так как базируется на конкретной информации. На наш взгляд, учитывая положение международных документов, в частности, Всеобщая декларация прав человека, понятие ,,доброе имя’’ тождественно понятию ,,репутация’’, при этом имеется в виду именно положительная репутация. Нам представляется, что в Конституции РК специально надо употребить понятие ,,доброе имя’’ как более широкое и в то же время конкретное по своему содержанию, чем понятия ,,деловая репутация’’ или ,,репутация’’. Доброе имя – это отражение устойчивой положительной оценке деловых и иных качеств казахстанца в общественном сознании.
В связи с этим следует упомянуть, что ни в законодательстве Казахстана, ни в политико-правовой литературе нет четких определений понятий ,,честь’’ и ,,доброе имя’’, существуют противоречия и разноречия. Понятие-честь, достоинство, доброе имя и репутация – определяются как близкие между собой нравственные категории. При рассмотрении действующего законодательства РК и судебной практики обращаем внимание на то, что часто используются словосочетания: ,,защита чести и достоинства’’, ,,унижение чести и достоинства’’. В Конституции РК к понятию чести надо было бы добавить ,,доброе имя’’, а, в Гражданском процессуальном кодексе РК к указанному выше словосочетанию добавить деловая репутация.
На наш взгляд, важнейшей задачей политических субъектов правовой политики Республики Казахстан должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права или возмещение причиненного вреда.
По нашим подсчетам, в развитых странах Запада практически постоянно примерно каждый 10-12 трудоспособных человек являются безработными; в Центральной Азии около 25-35% населения безработных; в развивающихся странах Азии и Африки большая часть населения голодает; американки за равный труд получают оплату меньше, чем американцы; более 40 лет Израиль оккупирует арабские земли, а Ирак находится под оккупаций США и т.д. Тот факт, что права и свобода, честь и достоинства человека в современном Казахстане и мире обеспечиваются далеко не в полном объеме, безусловно, не означает, что они не подвержены прогрессу. По мере исторического развития общества, защита чести и достоинства человека расширяется, наполняясь новым содержанием.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовая политика Республики Казахстан разрабатывается, осуществляется на основе взаимодействия всех субъектов, входящих в политическую систему казахстанского общества, и получает концентрирование выражение в республиканских целевых программах, доктринах, концепциях развития, в международных договорах Казахстана, в законах и иных нормативно-правовых актах республики, а также в других официальных политико-правовых документах. Правовая политика Республики Казахстан это деятельность политических субъектов: государства, политических партий, общественных движений, индивидов и их объединений в сфере правового регулирования, состоящая в выработке и реализации правовых идей стратегического характера.
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.3 Политические приоритеты правовой политики Республики Казахстан
... Одной из важнейших проблем правовой политики Республики Казахстан является преодоление правового нигилизма населения. Правовой нигилизм есть определенная форма общественного сознания казахстанского народа, отражающая политические и национально-исторические особенности казахстанского общества.
Политологический анализ правовой культуры населения позволяет сделать вывод, что современная социально-политическая реальность Казахстана ставит законопослушных граждан в затруднительное положение, так как старые нормы оказываются недостаточными, а новые находятся в состоянии становления. В данной ситуации политико-правовой субъект Казахстана руководствуется ничем иным, как своим правосознанием и правовой культурой. В этой связи возникает вопрос: каким образом должно измениться качественное состояние правовой культуры казахстанского населения, чтобы появилась возможность решить задачи формирования правового государства и гражданского общества в Казахстане.
Мусульманско-правовая культура в Казахстане - часть казахстанской, мировой правовой культуры. В настоящее время, религию ислам исповедуют более одного млрд. человек в мире, из них около 11 млн. казахстанцев. Сегодня в Казахстане насчитывается свыше 300 мусульманских объединений [38], только в последнее время было построено тысячей мечетей. Возвращаются и реставрируются многие здания, отобранные у верующих в прежние годы.
Сегодня из чисто теоретической данная проблема превращается для Казахстана в проблему практической правовой политики. Следует отчетливо осозновать, что возрождение ислама в нашей стране, возвращение к его ценностям неизбежно ставят вопрос о признании ряда сторон мусульманско-правовой культуры, в том числе об их законодательном закреплении. Поскольку речь идет именно о мирских делах и принятии некоторых достижений исламской цивилизации всем казахстанским обществом, перспективы ислама в Казахстане во многом зависят от того, будут ли его основополагающие ценности облечены в правовую форму, сориентированы на правовые критерии.
Для Казахстана, где мусульмане составляют конфессиональное большинство, а государство имеет светский характер, на наш взгляд, правильным подходом является освоение не шариата вообще, а мусульманского права. С учетом отделения религии от государства, светская правовая система Казахстана может воспринять лишь те элементы исламского образа жизни, которые в нее вписываются, а значит, напрямую не связаны с религией. При таком условии обращение к наследию ислама будет означать использование опыта оригинальной правовой системы при соблюдении светского характера государства в Казахстане.
Известно, что ислам в целом стоит на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать разделяемые им ценности. Большинство из них созвучно современным правовым системам и не противоречат принципам казахстанского права. Поэтому от признания достижений мусульманско-правовой культуры, включения некоторых из них в действующее законодательство выиграют не только мусульмане, но и иные конфессии, казахстанское общество в целом.
В связи с этим следует подчеркнуть, что присущие правовой культуре Казахстана идеалы, правовые нормы, принципы, традиции предполагают консолидацию членов казахстанского общества, концентрацию их усилий на решение задач построения правового государства.
Нам представляется, что правовая культура Казахстана выражает по существу социально-политическую связь и взаимодействие индивида, государства и общества, и в этом своем качестве такая оценка выступает как политологическая характеристика правовой культуры населения и результатом осуществления правовой политики Республики Казахстан.
Таким образом, в качестве политических приоритетов правовой политики Республики Казахстан могут быть признаны только такие достаточно обобщенные ориентиры, которые в равной степени были бы важны как для права и политики Казахстана в целом, так и для каждого отдельного направления правовой политики в сфере политико-правового регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Назарбаев Н.А. Новое десятилетие-новый экономический подъем - новые возможности Казахстана. Послание народу Казахстана // Казахстанская правда.-2010, 30 января.
2 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года-новый этап в правом строительстве. Материалы международной научно-практической конференции.-Алматы: КазНПУ, 2010.-606 с.
3 2010-2020 жылдарға арналған Қазақстан Республикасының құқықтық саясат Тұжырымдамасының ережелерін және ҚР Президентінің жолдауындағы құқықтық реформаны жүзеге асырудың өзекті мәселелері атты республикалық ғылыми тәжірибелік конференция материалдары.-Алматы, 455 б. ...