Дипломная работа: Саморегуляция СМИ в Казахстане


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Журналистика
Тип работы:
Дипломные работы
Количество страниц:
58

  СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА – ПУТЬ К НЕЗАВИСИМЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ СМИ   6

1.1 Нравственное сознание журналиста и его позиция. 6

1.2 Психологическая культура журналиста. 13

1.3 Честь и достоинство как нравственные категории. 21

1.4 Журналистский долг и мораль. 24

2. САМОРЕГУЛЯЦИЯ, КАК СПОСОБ ОТСТАИВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ   32

2.1 Профессиональная совесть - новая этика журналиста. 32

2.2 Структура профессионального сознания журналиста. 43

2.3 Самоуправление журналиста. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 58

 

 

1. ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА – ПУТЬ К НЕЗАВИСИМЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ СМИ

 

 

1.3 Честь и достоинство как нравственные категории

 

...  Таким образом, дело чести журналиста – так выполнять свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись «шумами», псевдоценностями и могли служить надежным инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве. Ключевой показатель качества журналистской продукции – степень адекватности информационной картины мира его реальному состоянию, а она напрямую зависит от таких качеств личности журналиста, как честность, правдивость, добросовестность. Наличие же этих качеств выявляет уровень общей моральности человека и выступает предпосылкой профессионального поведения, ведущего к качественному выполнению профессионального долга [15, 244].

 

  Однако реальные возможности для этого появляются лишь тогда, когда сформировались установки на профессиональные действия, соответствующие высоким критериям профессионального достоинства и профессиональной чести. То же самое относится и к профессиональной чести. Разве можно ожидать ее проявлений у журналистов того редакционного коллектива, в этическом кодексе которого значится постулат: «Если сенсации не случилось – создай ее. Раздуй из простого факта!»? Не исключено, конечно, что и в такой редакции найдутся честные люди, которые не боятся поспорить с коллегами, положив в основу своего поведения другие ориентиры. Но изменить устоявшиеся взгляды профессионального сообщества «белым воронам» бывает очень нелегко. Забота о формировании профессиональной чести, о поддержании ее должна быть общим делом профессионального журналистского содружества.

 

  «Профессиональная честь» истекает из реально действующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к этой профессии. Когда говорят: «дело чести врача - …», «дело чести педагога - …», «дело чести ученого - …» и т.п., имеют ввиду необходимость поставить акцент на соответствии профессии общему нравственному закону по главному основанию: качеству выполнения профессионального долга. О специалисте, который высоко несет свою профессиональную честь, неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение. Чаще всего оно принимает форму репутации – спонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика. Дела чести журналиста – так выполнят свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись «шумами», псевдоценностями и могли служить надежным инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве [16, 118].

 

  Все вышеописанные профессионально-нравственные качества журналиста – достойные ориентиры на нелегком пути становления профессиональной позиции. ...

 

 

 

2. САМОРЕГУЛЯЦИЯ, КАК СПОСОБ ОТСТАИВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

 

2.1 Профессиональная совесть - новая этика журналиста

 

 

...  Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают  полемику  в обществе.  Вопросы  массовых  коммуникаций  важны  потому,  что  прямо   или косвенно оказывают влияние на жизни  людей.  Ярким  примером  может  служить освещение вопросов экономики, охраны окружающей среды, неизменно  вызывающих критику. Аудитория СМИ любит обсуждать полученную из  газет  или  с  экранов информацию и делает  это,  не  всегда  хорошо  владея  предметом  и  понимая существующие проблемы.  Но,  безусловно,  люди  имеют  право  выражать  свои мнения, делиться впечатлениями. Общепринято, что «тот,  кто  платит,  тот  и заказывает музыку», и поэтому вопросы собственности на  СМИ  и  контроля  за ними также всегда в  центре  внимания  тех,  кого  интересует  эта  область. Влияние, которое СМИ оказывают  на  общество,  тоже  привлекает  внимание  и порождает дискуссии. СМИ уже по определению находятся на  виду,  что  делает их весьма и весьма уязвимыми для всесторонних  нападок.  Работа  журналистов подвергается критике  вне  зависимости  от  того,  нарушают  ли  они  законы профессиональной этики или нет [28, 234].

 

В настоящее время, в связи с отменой  ряда  ограничений,  прежде  всего цензуры,   возможности   свободного   выбора   для   журналиста   неизмеримо расширились.  Потому   свобода  предстает  перед  пишущим  не   только   как объективная возможность выбора, но и как субъективная способность  правильно его произвести.

 

В свою очередь эта свобода легко оборачивается произволом, если пишущий не  имеет  четких  нравственных  ориентиров,  тем  более  что   в   условиях административно-командной  системы  трудно  было  наработать  сколько-нибудь солидный опыт свободного и одновременно ответственного обращения со  словом. А при нехватке такого опыта  воздух  свободы  способен  одурманить  не  одну горячую голову. Мощный поток критики, обрушившейся со страниц печатных изданий,  только подтверждает эту банальную истину. Вместе  с  очищающей  критической  волной выплескиваются   недостоверные   сведения   и    некомпетентные    суждения, уничижительные  оценки,  задевающие  честь  и   достоинство   граждан.   Да, публичная критика способна  исцелять,  но  она  может  нанести  и  глубокую, незаживающую  рану.  Поэтому  критические   публикации   вызывают   особенно пристальное внимание и оцениваются как  читателем,  так  и  профессиональной средой не только с деловых позиций, а прежде всего в  категориях  морального сознания: с точки зрения объективности, смелости, справедливости. Сейчас  отношение  к  проблемам  профессиональной   морали   журналиста меняется, поскольку в пору нынешних кардинальных  сдвигов  работники  прессы постоянно оказываются лицом к лицу  с  множеством  прежде  не  встречавшихся проблем.  Известно,  что  творческий  труд  вообще  не  может  быть   жестко регламентирован. Чем меньше в нем стандартных, повторяющихся  моментов,  тем большую роль в его  регуляции  играют  гуманистические  мотивы  и  моральные ценности.  Эта  зависимость  усиливается  по   мере   ускорения   социально- экономического развития:  быстрые  перемены  всегда  несут  в  себе  элемент новизны,   а   потому   исключают   автоматизм   и   требуют   от   личности самостоятельных нравственных решений [29, 276].

 

  Принимать такие решения журналисту все чаще и чаще  приходится  самому, во-первых, из-за стремительных темпов перемен, которые в  условиях  газетной и тем более радио- и телевизионной оперативности  практически  не  оставляют запаса  времени  для  сторонних  согласований.  А  главное,   демократизация общественных отношений,  наконец,  уже  упомянутая  отмена  цензуры  снимают многие бюрократические рогатки на пути его свободного выбора. Соблазном власть имущих всегда было  противопоставить  печатному  слову запрет. И, несмотря на демократическую  направленность  Закона  о  печати  и других средствах массовой информации, выбор у  журналиста  и  сейчас  бывает ограничен. В нынешнее переходное время старые методы руководства  прессой  и новые подходы к ней постоянно сталкиваются друг с  другом.  И  по  сей  день нередки случаи, когда учредитель  диктует,  кого  и  за  что  хвалить,  кого ругать, а решение "печатать  –  не  печатать"  все  еще  зависит  от  личных качеств того или иного руководителя. Свободному выбору мешают случаи  расправы  за  справедливую  критику  и препятствия, которые чинят журналисту при получении необходимых  для  работы сведений. Сковывает и отсутствие четкого определения государственной  тайны. Бывает, журналист становится жертвой преследования со стороны тех,  кого  он покритиковал. Однако судебные дела против зажимщиков критики практически  не возбуждаются. Подобные обстоятельства толкают журналистов к  примиренчеству, тогда как свободный выбор позиции, напротив,  требует  от  них  гражданского мужества. ...

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

1. Архангельский Л. «Марксистская этика». М., 1985. С. 260

 

2. Апресян Р. «Идея морали и базовые нормативно-этические программы». М., 1995. С.156

 

3. Соловьев Э. «Взаимодополнительность морали и права». М., 1992. С. 188.

 

4.Кумылганова И. «Нравственные критерии в профессиональной журналистской деятельности». Канд. дисс. М., 1992.С.120

 

5. Свитич Л. «Профессия: журналист». М., 1996. С.280 ...