СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............3
ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ........... 4
1.1 Быт и культура тюрков............. 4
1.2 Религиозные представления........... 6
1.3 Язык и письменность.............. 8
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУКИ............... 12
2.1 Устное творчество.............. 12
2.2 Эпическое искусство.............. 14
2.3 Вклад Аль-фараби в науку............... 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............... 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............ 21
ВВЕДЕНИЕ
К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высокой» и «низкой» духовной культуре народов по крайней мере некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцен-тристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким», «отсталым».
ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ
1.1 Быт и культура тюрков
Культура - это способ организации жизни, специфический для каждого этноса. Люди, независимо от того, к какому они принадлежали обществу, всегда стремились к совершенству в процессе эволюции, это свойственно и кочевникам и пастухам. Современная история имеет весьма туманные представления о времени формирования кочевых народов. В отличие от земледельцев, скотоводы после себя мало что оставили, кроме курганных захоронений, но истоки нашей культуры, конечно же, находятся в первобытности. Например, неандертальцы при захоронении своих сородичей посыпали умерших красной охрой, и строили сложные жилища круглой формы, первые примитивные аналоги юрты, и ели конину.
1.2 Религиозные представления
Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.
Тюрки различали видимое небо «Кок» и Небо - бога «Тен-гри». Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. «Тюрки говорят «бир Тенгри», - пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим - «един господь», «Если постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит «бир Тенгри», - свидетельствует ибн-Фадлан.
1.3 Язык и письменность
Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд локальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв. продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке, близком к кан-гарскому, говорили усуни Тянь-Шаня.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУКИ
2.1 Устное творчество
В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе.
Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические предания, сюжеты которых отражают древнейшие тотемистические представления племен и их географическое расселение. Широко известны опоэтизация легендарных мест, исторические предания о священной земле «Отукен», неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль-Бируни, Мар-вази, Махмуда Кашгари.
2.2 Эпическое искусство
Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках - «Коркыт Ата» и «Огыз-наме».
Эпос «Коркыт Ата» возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII-X вв. и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. он был записан в виде прозаического произведения «Книга дедаКоркута» азербайджанскими и турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариант эпоса.
Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосе Сардала).
2.3 Вклад Аль-фараби в науку
В трудах Ал-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. В данном вопросе ему свойственно то отношение к системе знания, которое сложилось в его эпоху. Прежде чем приступить к существу дела, два замечания вводного характера.
Во-первых, Ал-Фараби высоко ценит авторитет науки и занимающихся ею людей. Для науки нужны люди чистого сердца, высоких помыслов, лишенные всякого тщеславия и мелочного себялюбия. Атмосфера научного исследования формирует культуру человека, способность его быть объективным и преклоняться перед истиной. Он нетерпим к тем, кто не способен Е выполнять высокое предназначение человека науки и играет лишь роль камня преткновения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние тюрков было столь велико, что даже после падения каганата имя «тюрк» не исчезло. Арабы стали называть так всех кочевников к северу от Согда, и те с гордостью приняли это название. В дальнейшем этот термин стал обозначением языковой семьи. Древние тюрки наиболее ярко претворили в жизнь начала степной культуры, которые зрели еще в сакское и хуннское время.
В VIII в. на территории Казахстана вырисовываются два политических центра - Алтай-Жетысу и Сарыарка.
Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абилев А. К. Евдокимов В. В. «Казахстан в древности». Алматы-1991 г.
2. Айдаров Г. «Памятники древнетюркской письменности.» Алма-Ата. 1991г.
3. Акишев К. А., Байпаков К. М. «Вопросы археологии Казахстана». Алматы-1993г.
4. Байпаков К. М. «По следам древних городов Казахстана». Алма-ата, 1989г.