Реферат: Антропогенный фактор в эволюции Вселенной


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Антропология
Тип работы:
Рефераты
Количество страниц:
11

СОДЕРЖАНИЕ

1 Концепции происхождения человека    3
2. Ступени эволюции    7
3. Проблемы антропосоциогенеза    9
Список использованной литературы    12

1 КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Человек — сложная целостная система, которая в свою оче¬редь является компонентом более сложных систем — биологи¬ческой и социальной. Это обусловлено тем, что человек являет¬ся существом как биологическим, так и социальным. Как же исторически формировался человек как существо биосоциаль¬ное? В этом и состоит суть проблемы антропогенеза (т. е учения о происхождении человека). По словам блестящего исследователя «феномена человека» французского философа, биолога, пале¬онтолога и антрополога Пьера Тейяра де Шардена, человек яв¬ляется «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать челове¬ка, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».
До XIX в. в европейской мысли господствовала теистичес¬кая антропологическая концепция, согласно которой мир по¬явился в результате акта божественного творения по принци¬пу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог челове¬ка по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27). Согласно этой кон-цепции, мир не имеет развития и истории. Прошлое и будущее точно такие же, как и настоящее. Это полностью относится и к человеку.


2. СТУПЕНИ ЭВОЛЮЦИИ


Много лет в исторической науке, антропологии, философии гос-подствовала точка зрения, согласно которой только труд сделал человека че¬ловеком. Человек поднялся над животным состоянием только, тогда, когда стал производить орудия труда, и в этом его главное отличие от животных. Однако подобное положение дел сейчас представляется неверным: примитивные каменные орудия — топоры, дубины просу-ществовали почти миллион лет, не подвергаясь значительным измене¬ниям, за это время, согласно данным археологии, существенного усо-вершенствования техники не произошло.
Особенно быстро человек стал развиваться с возникновением языка — теперь уже производство «культурных» предметов намного обогнало создание орудий труда и, в свою очередь, способствовало бы¬строму развитию техники. Расширявшая границы жизни культурная «работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. До этого ничего уникального в технической деятельности чело¬века не было, не было ничего специфически человеческого в орудиях труда.