Уникальность: выше 30%
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
1 Эволюция системы взглядов на сущность отношений и форм собственности 4
2 Формы и виды собственности по российскому законодательству 14
Заключение 24
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Приложения 29
Основная часть
1 Эволюция системы взглядов на сущность отношений и форм собственности
В средние века с развитием феодальных отношений доминирующее значение получило религиозное представление о собственности (в рамках христианства и ислама). Оно основывается на принадлежности любого имущества человека Богу, человек же является только пользователем этого имущества. При этом использование собственности должно осуществляться во благо себе и ближним. Различные ветви христианства, ислама, буддизма в целом признают право на существование частной (индивидуальной) собственности, но только в том случае, если собственник не стремится к богатству и благополучию и если использует свою собственность соотносительно нравственным и религиозным установкам своей конфессии. В исламе, в частности, в законах шариата, существуют дополнительные ограничения отношений собственности. Например, согласно шариату, в частной собственности не могут относиться объекты, служащие публичным интересам (крупные дороги, кладбища). Также, по словам пророка, «люди - сотоварищи в использовании тремя вещами: пастбищами, водой и огнем» [9]. С учетом влияния религиозных догматов на формирование правовой системы и на деятельность хозяйствующих субъектов, нельзя их игнорировать при изучении отношений собственности.
Наука эпохи Возрождения характеризовалась отходом от религиозных догматов и широким использованием культурного наследия античного мира, что вместе с ростом общественных потребностей ввиду становления капиталистического способа производства обусловило потребность в дифференциации научного знания. В XV веке в сонме общественных наук выделяется экономическая наука, возникает первая экономическая школа - меркантилизм.
Собственность как категория стала предметом пристального исследования со стороны экономической науки далеко не сразу. Адам Смит и Давид Риккардо принимали собственность как данность, не требующую изучения. Классиками политической экономии признавался приоритет частной собственности в любых сферах хозяйственной деятельности. Важнейшим стимулом общественного развития представлялось умножение частной собственности. Принцип защищённости собственности был объявлен священным. Т. Бетелл подчеркивает, что во времена Смита собственность ценили выше, чем когда-либо до или после: защита собственности считалась величайшим торжеством человека над своей природой [1, с. 139].
Спустя полвека началась критика института собственности и особенно частной её формы. У. Годвин, бывший в ней один из первых, полагал, что необходимость в собственности отпадет вследствие установления справедливого общества сообразно с прогрессивной природой человека. Т. Мальтус в полемике с Годвином и Оуэном (призывавшим к уничтожению частной собственности ради создания более справедливого и производительного общества), принимал частную собственность условием обеспечения жизненно необходимыми благами растущего населения различных стран своего времени. Однако Мальтус исходил из сохранения человеком его нынешней моральной конституции, предполагая возможность её изменения. Отметим, что Р. Оуэн, Ш. Фурье и другие представители раннего социализма стремились применить свои теории на практике (создавая колонии и «фаланстеры» на принципах общей собственности), но их проекты не увенчались успехом.