СОДЕРЖАНИЕ
1 Концепции происхождения человека 3
2. Соотношение природного и социального в человеке 9
3. Ступени эволюции 14
Литература 20
1 Концепции происхождения человека
Человек — сложная целостная система, которая в свою оче¬редь является компонентом более сложных систем — биологи¬ческой и социальной. Это обусловлено тем, что человек являет¬ся существом как биологическим, так и социальным. Как же исторически формировался человек как существо биосоциаль¬ное? В этом и состоит суть проблемы антропогенеза (т. е учения о происхождении человека). По словам блестящего исследователя «феномена человека» французского философа, биолога, пале¬онтолога и антрополога Пьера Тейяра де Шардена, человек яв¬ляется «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать челове¬ка, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» .
2. Соотношение природного и социального в человеке
Человек есть воплощенный дух и одухо¬творенная телесность, духовно-материальное существо, обла¬дающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. При этом, говоря о социальной природе человека, мы не имеем в виду, что будто бы только социальная среда формирует его. Социальное здесь понимается как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологи¬ческие особенности. Такое понятие социальности, с одной сторо¬ны, является альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой — не отрицает биологического начала в человеке, также имеющего универсальный характер.
Причины биологического характера определяют индивидуаль¬но-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик.