Курсовая работа: Современное государство и церковь (2016 г.)


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Право
Тип работы:
Курсовые работы
Количество страниц:
28

Уникальность выше 70%

Содержание

Введение……3
Основная часть…….5
1 Государство и церковь в политической системе общества……….5
2 Государство и церковь в России……………….14
Заключение………22
Глоссарий………….24
Список использованных источников………26
Список сокращений……….27
Приложения……………….28

Основная часть
1.    Государство и церковь в политической системе общества

1.1.    Особенности понятия государства

Чтобы понять роль церкви в жизни государства, сначала необходимо дать определение термину «государство». Это даст возможность понять, в каком контексте будет разбираться государство в данной курсовой работе. Так вот, в различных источниках по теории государства и права можно найти огромное количество определений данного понятия. Более того, даже изестные философы прошлого задавались этим вопросом. К примеру, Аристотель говорил, что государство является «сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан», а Цицерон писал следующее: «государство являет собой союз людей объединенных общими началами».
В современном мире наиболее применимым являются определения Л. Гумпловича («организация властвования, предназначение которой состоит в охране порядка и которая возникает сама собой») и Г. Еллинека («множество индивидов, у которых есть свойства юридического субъекта и обладающих определенными правами») [2]. 
Если рассматривать государство в качестве социальной организации, это следует делать в таких трех аспектах:
1.    Порождение общества и естественная часть такового.
2.    Орудие в руках определенного класса или же слоя населения.
3.    Организация, которая обладает определенной самостоятельностью, правами и обязанностями.
Во время исследования государства в виде организации, которая создана обществом и является частью такового, акцент стоит делать на способность к решению общих задач каждого гражданина и к достижению блага для всех. Государство в таком контексте следует рассматривать в виде организации, при помощи которой само общество может решать свои же задачи. Получается, что государство – это некий способ организации общества, подразумевающий самостоятельное регулирование своих же процессов. Эти свойства государства можно было видеть в древнегреческих городах-государствах, где свободное население самостоятельно решало вопросы, связанные с жизнедеятельностью города на общих городских собраниях. Также оно формировало государственные органы, ставило им задачи и контролировало их работу. Фактически, то государство было очень похоже на то, как осуществлялось управление в родах или племенах, когда еще существовал первобытнообщинный строй.
Если же понимать государство в виде орудия, которое есть у определенного класса или слоя населения, то пример такого государства можно найти во времена феодализма, который уже начал постепенно становиться капитализмом. Тогда государственная власть была сосредоточена в руках монарха и его окружения. Некоторыми привилегиями пользовались феодалы, а также люди, у которых был большой капитал и экономическая власть в обществе. Фактически, то государство было всего лишь средством подавления других классов и слоев населения. Соответственно, тогда не обходилось без социальных конфликтов, противостояний, которые со временем перерастали в войны. А причиной было то, что все органы власти формировались из господствующего класса и, соответственно, при решении различных вопросов принимающие решение руководствовались своими интересами [3].

2.    Государство и церковь в России

2.1.    Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви

Рассматривая данный вопрос, церковь следует понимать как общественную организацию, которая объединяет людей, придерживающихся одного религиозного мнения. В большинстве стран политическая система исключает церковь, хотя на практике это происходит лишь формально. Благодаря такому подходу имеет место формальное отделение церкви от государства. Если смотреть с законодательной стороны, то этот подход закреплен конституциями большинства развитых стран. В любом случае, государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, в свою очередь, не вмешивается в дела государства, то есть в политику. Такое взаимодействие дает возможность реализовать принцип свободны вероисповедания, совести, а также оговоренной выше секуляризации политики.
Что же касается истории отношений государства с церковью, то в ней было весьма много неприятных страниц. К таким относятся времена соперничества и противоборства, когда церковь стремилась подчинить себе еще и государственную власть, а также когда после этого государство боролось за выход из-под тотального контроля церкви за своей деятельностью. При этом факт соперничества светской и церковной власти можно видеть в истории огромного количества современных государств. И это оказало на историю сильное влияние. Так были разработаны различные философские теории, а также изменялись общественные представления о социальных функциях религии в обществе [8].
Как говорилось выше, в последнее время влияние церкви на жизнь общества заметно увеличилось, что особенно видно в постсоциалистических странах. Хотя, происходит это и искусственно. К сожалению, на то, будут ли люди придерживаться религиозных норм и поддерживать библейские ценности, этот процесс не оказывает никакого влияния. Объясняется это тем, что условия жизнедеятельности в современном мире постоянно меняются, как и подходы к религии. Хотя она продолжает считаться важнейшей интегрирующей силой и фактором нравственного воспитания в обществе. 
При рассмотрении положения церкви в современном обществе в разрезе их исторических отношений, не лишним будет сказать о том, что даже когда еще существовали раннеклассовые государства, которые представляли собой города-государства, уже было видно влияние церкви. Так в таких городах было по три центра управления, а конкретно городская община, дворец и храм. Именно храм был некой религиозной и в то же самое время организационно-хозяйственной, распределительной и информационной основой общества.
В дальнейшем церковь продолжала играть весьма важную роль в жизни общества. В свое время она стала некой проводницей и опорой феодального строя посредствам возможности утверждения феодальной собственности, а также обоснования наличия власти в государстве. Очевидно, что тогда церковь играла весьма важную роль в экономической и политической составляющей жизни общества, а также в быту и даже в межгосударственных отношениях.
Со временем, когда на смену феодализму пришли буржуазные общественные отношения, они стали сопровождаться постепенным отделением церкви от государства. Для этой цели создавалась светская юрисдикция, которая, фактически, отстраняла церковь от государственной жизни в целом и от правового регулирования в частности. С того времени отношение к церкви и к религиозной составляющей общества стало частным делом каждого индивида.
В прошлом веке русский юрист и философ И. Ильин писал о том, какое отношение государство имеет к церкви в историческом разрезе этого вопроса. Он говорил, что церковь и государство являются инородными – у них разное установление, разный дух, достоинство, цели и способ действия. По его мнению, если государство пыталось присвоить место церкви в жизни общества, это было самое настоящее кощунство и «грех». С другой стороны, если церковь попытается присвоить себе власть государства, она буквально «изменит своему главному назначению». И. Ильин также писал, что для церкви недопустимо брать в руки меч, независимо от того, делается ли это для насаждения веры, казни еретика или любой другой благородной цели. Таким образом, русский философ позиционировал церковь как аполитичную организацию, которая не касается задач политики и средств ее действия, а также не претендует на ее ранг [9]. 
По ходу истории можно было наблюдать самые разные способы взаимоотношения между православной церковью и государственным устоем. Для православных традиций свойственно представление о том, что существует некая идеальная форма взаимоотношений церкви и государства. Но проблема в том, что в данном вопросе стоит учитывать тот факт, что церковно-государственные отношения являются двусторонним явлением. Исходя из этого, получается, что эта самая идеальная форма может существовать только в том государстве, которое признает православную церковь самой большой святыней. А таким может быть только православное государство.