Содержание
1 Историко-теоретические аспекты общения как социально-психологического феномена 6
1.1 Социально-психологических взгляды на общение через основные этапы развития знаний о коммуникациях. 6
1.2 Теоретические направления в психологии общения. 8
1.3 Содержание и процессы общения. 12
2 Содержание, формы и структура общения. 15
2.1 Основные характеристики общения. 15
2.2 Структура общения. 17
Заключение. 23
Глоссарий. 25
Список использованных источников. 27
Приложения. 28
1 Историко-теоретические аспекты общения как социально-психологического феномена
1.1 Социально-психологических взгляды на общение через основные этапы развития знаний о коммуникациях
Потребность пользоваться различными формами общения так же стара, как и само человечество. Даже в истории первобытного общества есть определенные свидетельства того, что уже на ранних этапах развития человечества люди, использовали общение как социально-психологическое явление. Более того, уже тогда человек хотел объяснить и правильно применять это явление каким-то образом. Ярким признаком этого являются обряды и табу, которые передавались из поколения в поколение и выступали как нравственный регулятор человеческого общения. Многими исследователями было отмечено наличие различных элементов социально-психологических знаний про общение в философских концепциях, причем это актуально как для античности, когда немало трудов написали Платон и Аристотель, так и для нового времени, когда Гоббс, Гельвеций, Гегель и другие писали об общении (более подробно об этом можно узнать из Приложения А).
На описательном этапе имеет место лишь накопление знаний социально-психологического характера, касающихся общения в рамках философии. Также в это время люди предпринимают активные попытки определить детерминанты поведения людей. Так в работах, изданных Конфуцием, Сунь-цзы, Мо-цзы и другими говорится о проблемах врожденности или приобретенности тех или иных свойств социально-психологического характера.
Когда начался античный этап философии, там можно было выделить две четких линии размышлений по этому поводу – социоцентризм и эгоцентризм. Именно на их основании проходил анализ соотношения человека и общества. Приверженцем линии социоцентризма был Платон, который говорил о «коллективистском», общественно-центристском способе суждений, в котором социум стоит выше каждого индивида. Представители эгоцентризма, самым ярким из которых был Аристотель, рассматривали индивид в качестве источника различных социальных форм, то есть ставили его выше, чем социум в целом. Основанием этого служило то, что именно в человеке заложены все соответствующие тенденции.
В эпоху Возрождения активно развивался индивидуализм. Именно фактору индивидуальности, по мнению ученых того времени, отводилась роль движущей человеком силы и того, что спровоцировало возникновение и образование определенной структуры общества. Данное направление развивалось в рамках христианства. Взгляды представителей эпохи Возрождения, самым ярким из которых был Т. Гоббс, движущая сила общения виднелась в стремлении человека к личной выгоде и стремлению к власти. Тот же А. Смит в качестве движущих сил общения принимал «симпатию» и стремление к удовлетворению своих интересов. Кроме того, Н. Макиавели говорил об обществе, впрочем, как и о подчинении индивида (а силой, подчиняющей индивида, было именно общество), рассматривая его в виде некоего социального механизма. В некоторых трудах он называл его «организм», который регулировал социальную активность индивида. В то же время Гельвеций считал общественную среду очень важной для воспитания человека, отмечая немалую роль сознания, потребностей и желаний самого индивида. Гегель писал о смене характеров человека, связанной с изменением общественной и политической обстановки вокруг него.