ВНИМАНИЕ! Документ в формате pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….5
1 История развития китайского кинематографа…9
1.1 Основные тенденции развития китайского кинематографа…9
1.2 Характеристика основных этапов развития китайского кинематографа...17
2 Ведущие представители 5 поколения кинорежиссеров КНР...27
2.1 Чжан Имоу….28
2.2 Фэн Сяоган….38
2.3 Чэнь Кайгэ….47
Заключение…56
Список использованных источников и литературы…59
Приложение А….64
Приложение Б…66
Приложение В...67
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА
1.1 Основные тенденции развития китайского кинематографа
В 1894 г. французы братья Люмьер (Луи Жан Люмьер и Огюст Луи Мари Люмьер) изобрели синематограф (кинематограф). Первый платный показ кино состоялся 28 декабря 1895 г. в Париже, в «Гранд–кафе» на бульваре Капуцинов. Первый в мире публичный показ смотрели 36 зрителей. Этот день является общепризнанным днем рождения кинематографа в истории человечества.
Развитие китайского кино можно разделить на следующие этапы:
1) период формирования (1 поколение кинорежиссеров) (1905 – 1931 гг.);
2) период становления (2 поколение кинорежиссеров) (1931 – 1949 гг.);
3) период развития (3 поколение кинорежиссеров) (1949 – 1966 гг.);
4) период «культурной революции» (4 поколениекинорежиссеров) (1966 – 1976 гг.);
5) современныйэтап (5 и 6 поколениекинорежиссеров) (1978г.–по настоящее время)7 .
Китай впервые познакомился с кинематографом 11 августа 1896 г. В Шанхае в парке «Сюйюань», испанец А. Рамос продемонстрировал, как сообщалось в газетном объявлении, «заморский аттракцион»8 .
Осенью 1905 г. хозяин фотоателье «Фэнтай», фотограф Жэн Цинтай и известный мастер Пекинской оперы Тань Синьпэй, в ателье на улице Люличан в Пекине, сняли сцену из батального спектакля «Гора Динцзюнь»9 . Основой для первого отечественного фильма стало нормативное действо средневекового театра с его героико–патриотическим пафосом и благоразумными персонажами – непререкаемым образцом для подражания.
В 1917 г. китайская буржуазия обратила внимание на киноискусство и, используя свой собственный капитал, открыла множество кинотеатров, положив начало развитию киноиндустрии в стране12 . В феврале 1922 г. финансисты Чжан Шичуаиь и Чжэн Чжэнцюань основали кинокомпанию «Минсин», выпускавшую наибольшее количество фильмов вплоть до начала Второй мировой войны. К 1925 г. в Китае открылись 175 киностудий (большинство из них были частными), в том числе 141 в Шанхае. Многие из них выпустили лишь по одному фильму, но данный период стал периодом расцвета частного кино в Китае. К тому времени оно уже органично сочетает в себе исторические мотивы с элементами традиционной пекинской оперы.
Японское вторжение в Китай, захват японцами в 1931 г. нескольких провинций Северо–Востока страны всколыхнули чувство патриотизма китайского народа, что ярко отразилось в фильмах тех лет. В марте 1933 г. Компартия Китая (КПК) создала группу деятелей кино, в состав которой вошли Ся Янь, А Ин, Ван Чэньу, Ши Линхэ, Сыту Хуэйминь и др. Эта группа стала движущей силой прогрессивного направления в развитии кинематографии Китая. Повысились требования к сценарию, был сделан упор на молодых и прогрессивных режиссеров «левого фронта». 1933 г. был объявлен «Годом кино», тогда же появились такие фильмы, как «Бурное течение», «Шанхай, 24 часа», «Жизнь нации» и другие, оказавшие большое влияние на общество14 .
С началом войны с Японией многие деятели кино по заданию КПК отправились во внутренние провинции страны. Тогда же в Ухане была создана новая кинокомпания «Китайская киностудия», которая выпустила наиболее известные фильмы военных лет. После окончания войны КПК создала собственную киностудию, названную «Яньаньской» (позже переименованная в Северо-восточную киностудию), которая занималась пропагандой в освобожденных районах.
Большой популярностью в Китае пользуются и зарубежные кинокартины, собирающие в кинотеатрах полные залы. Однако государственная цензура пропускает в прокат далеко не все фильмы, тем самым пытаясь поддерживать отечественного кинопроизводителя. На иностранные фильмы, на территории КНР введена квота, что существенно повышает популярность собственного кинематографического продукта. И как результат – китайские кинокомпании имеют не только средства на создание новых шедевров, но и изрядную долю уважения и признания среди простого зрителя.
В стране открываются новые современные кинотеатры. Согласно данным китайского информационного агентства «Синьхуа», в 2015 г. киноэкраны в стране достигли рекордного количества – 29 тысяч, по прогнозам экспертов, их число превысит 50 тысяч в предстоящие 5 лет. Для сравнения, количество экранов в США только превысило отметку в 40 тысяч. По словам Хань Саньпина, председателя правления Китайской кинокорпорации, Китай является вторым крупнейшим в мире рынком кинопродукции. По прогнозам экспертов, Китай с самым большим количеством населения в мире, 1,4 миллиарда человек, и увеличивающимся средним классом, располагаемый доход которого растет, уже в следующем году обгонит Северную Америку и станет самым крупных кинорынком мира.
1.2 Характеристика основных этапов развития китайского кинематографа
Традиционно принято делить историю китайского кинематографа на шесть поколений кинорежиссеров: 1 поколение (первые два десятилетия XX в.), 2 поколение (1930-е и 1940-е гг.), 3 поколение (1950-е и 1960-е гг.), 4 поколение (с 1966 г. до конца Культурной революции), 5 поколение (1980-е гг.), 6 поколение (1990-е гг.)29 .
Первым поколением называют режиссеров – пионеров китайского кино, которые создавали свои фильмы в первые два десятилетия XX в. Сюжеты и приемы фильмов этого периода, главным образом, основывались на сюжетах и приемах пекинской музыкальной драмы или на сюжетах иностранных романов. Нужно особенно отметить то, что изначально в Китае, как и в других странах мира, кино воспринималось исключительно как развлечение.
Производство национальных китайских фильмов началось в 1905 г., когда фотограф по имени Жэн Цинтай (1850 – 1932 гг.), владевший своей фотостудией, решил снять свой собственный фильм. Один из первых национальных китайских фильмов населяли героические военачальники из классического эпоса «Троецарствие» – сцены из спектакля «Гора Динцзюнь» (1905 г.). Главную роль в этом фильме сыграл Тан Синьпэй (1847 – 1917 гг.) – «Король Пекинской оперы». Следует отметить, что на начальном этапе развития китайский кинематограф пытался соединить в себе новые западные средства с приемами традиционного китайского театра.
Почти все фильмы, снятые в Китае на протяжении 1910-х гг., были выполнены при участии иностранцев, которые либо отвечали за техническую сторону проекта, либо его финансировали.
Важным фундаментом развития китайской киноиндустрии в 1920-х гг. была относительная свобода, которой режиссеры наслаждались в таких городах как Шанхай. По иронии судьбы, политическая раздробленность Китая под контролем милитаристов, создала такую среду, в которой интеллектуальный плюрализм и культурное разнообразие процветало. Отсутствие какого-либо эффективного правительства избавило китайскую киноиндустрию от государственного вмешательства в творческий и производственный процесс.
В целом 10 – 20-е гг. для китайского кино – это по преимущественно период сентиментальных фильмов, герои которых либо трогательные влюбленные, либо обделенные обществом, изгнанные из него нищие, сироты, слепцы и т.д.31
Бурные социальные изменения, связанные с революционной ситуацией в стране между 1911 и 1927 гг., режиссерами игнорировались. В целом, до 1930- х гг. режиссеры почти не были политически ангажированы32 .
Наследие этого поколения режиссеров до сих пор остается сравнительно неисследованным.
Следует заметить, что режиссеры, снимавшие «левое» кино преследовали разные цели. Некоторые из них, такие как Бу Ванцан, Чжан Шичуань и Чжэн Чжэнцю были ветеранами кино (режиссеры 20-х гг.). Они отстаивали позицию, что кино должно способствовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни людей. На основе своих убеждений в своих фильмах они последовательно драматизировали неудачи рабочего класса, страдания слабых и беспомощных, и моральное разложение богатых и власть предержащих. Их критика социальной несправедливости проистекает из гуманистических идей. Другая группа режиссеров, таких как Тянь Хань, Ся Янь и Ян Ханьшэн и др. были увлечены идеями коммунизма. Их основной целью было дискредитация правящего режима Гоминдана по средствам острой социальной критики. Также существовала третья группа режиссеров (Цай Чушэн, Сун Ю и У Юнган), которые не были коммунистами, но состояли в творческом союзе с «левыми» режиссерами34 .
2 ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 5 ПОКОЛЕНИЯ КИНОРЕЖИССЕРОВ КНР
Дальнейшее развитие кинематографии КНР после «культурной революции» стало возможным благодаря реформам в 80-х – 90-х гг., которые ввели кино в структуру рыночных отношений. Их стратегическим направлением стала децентрализация, постепенная передача права на производство и прокат самим производителям. Правда охранительная роль цензуры и направляющая роль партийных органов во главе с ЦК КПК оставались, но в несколько смягченном виде.
Подлинный переворот произошел на рубеже 1984 – 1985 гг., когда на экраны вышли фильмы первых, после анабиоза «культурной революции», выпускников Пекинского института кинематографии. «Культурная революция», в яростном порыве всеобщего разрушения остановившая образовательный процесс, отчасти сослужила им добрую службу, освободив от регулярного образования, которое делало сознание догматичным, внедряло в него «внутреннего редактора». Их новое мышление складывалось в среде «естественных» людей, живших реальной, а не декорированной догмами жизнью48 .
После окончания Культурной революции в Китае возобновили набор студентов. Чжан Имоу увидел в газете «Жэньминь жибао» объявление о наборе студентов в Институт кинематографии. Он воспользовался этой возможностью, взял свои фотографии и отправился в Пекин. Преподаватели из приёмной комиссии посмотрели его работы и согласились, что они хорошие, но на операторском факультете существовал возрастной ценз – 22 года, а Чжан Имоу тогда уже было 27 лет. Его даже не допустили к экзаменам. Хуа Цзюньу, который сумел показать его министру культуры Хуан Чжэню. Хуан Чжэнь посмотрел фотографии, и они ему понравились. Он порекомендовал Институту кинематографии в виде исключения принять Чжан Имоу58 . Так начались долгие годы студенческой жизни.
В мае 1982 г. Чжан Имоу закончил институт. Он считал себя достойным Центра, но не мог претендовать на студии столицы хотя бы потому, что абсолютный приоритет давался выпускникам-пекинцам. Другим вариантом было поехать в Сианьскую студию. Но Чжан Имоу отказался от этого. В конечном итоге Чжан Имоу согласился ехать на провинциальную Гуансийскую студию в городе Наньнин. С этого момента он начал карьеру в кино.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры. На современном этапе нашей истории, мир Китая воспринимается западной культурой в виде загадочной легенды, неумирающего мифа, прочно укоренённого в сознании. Этот мир таит в себе много неожиданного и парадоксального, ведь особенности менталитета китайцев, сформировавшегося на основе конфуцианства, даосизма и буддизма, основаны на многовековых традициях, ритуалах и правилах. Духовное наследие их великих соотечественников для жителей Китая не просто «философские памятники», а неукоснительное руководство к действию.
Кинематограф, появившись в Китае как европейское изобретение, за 100 с лишним лет прочно врос в китайскую культуру и приобрел собственные, отличные от всего кинематографического мира черты. Соединяя в себе исконно китайские искусства (пекинскую оперу, театр теней, боевые искусства) и европейские, а позже и американские приемы выражения авторского и режиссерского замысла в кино, китайский кинематограф создал свое направление в искусстве.
Киноискусство Поднебесной можно рассматривать как необычный (и притягательный) источник для изучения, как китайского менталитета, так и шире, как ветви мирового кинематографа; оно имеет много интересных особенностей, отличающих китайское кино от кинематографа западного мира. Конечно, прежде чем сформироваться в окончательном виде, кинематографу Китая пришлось пройти сложный путь. Пережив множество взлетов и падений, он всегда оставался одним из самых значимых и любимых видов искусства.