Дипломная работа: Языковое своеобразие «Голубиной книги» (2016)


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Филология
Тип работы:
Дипломные работы
Количество страниц:
84

ВНИМАНИЕ! Документ в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………...7

ГЛАВА I. ДУХОВНЫЙ СТИХ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ……...14

1.1. Понятие «духовный стих»…………………………….……..…….14

1.2. Из истории изучения «Голубиной книги»……………………..…27

1.3. Издания «Голубиной книги»………………………………………36

Выводы…………………………………………………………………….39

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА «ГОЛУБИНОЙ КНИГИ»……...41

2.1. Тайна названия «Голубиной книги»…………….…………………..41

2.2. Символы «Голубиной книги»……………………………………….43

2.3. Диалектные особенности «Голубиной книги»………………..……57

2.4. Языковое богатство «Голубиной книги»………………..………….63

Выводы…………………………………………………………………….71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..……..76

 

 

ГЛАВА I. ДУХОВНЫЙ СТИХ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ

1.1. Понятие «духовный стих»

 

Из истории русской духовной культуры известно, что духовные стихи, народные христианские песнопения, были популярным жанром в России до революции. Стихи получили широкое распространение в обществе и исполнялись в крестьянской и городской среде, православными церковнослужителями вне богослужения, старообрядцами и сектантами, а также бродячими певцами. Духовные стихи - единственный фольклорный жанр, который относится не только к устной, но и к письменной традиции. До сих пор точно не установлено время возникновения духовных стихов. Это связано с тем, что не существует достоверных исторических свидетельств об исполнении и создании ранних произведений, поэтому появляется большое количество гипотез о времени возникновения духовных стихов.

Вопрос об источниках духовных стихов рассматривается вместе с вопросом о том, кем создавались стихи. Этой проблеме посвящена статья И. И. Срезневского, который, опираясь на летописные свидетельства, разъясняет, каким образом связаны современные автору «калики» - носители духовных стихов и «калики древнего времени».

Цель создания духовных стихов, прежде всего, нравоучительная, дидактическая. По этому поводу Ф.И Буслаев пишет: «Духовный стих по своему религиозному содержанию стоит вне текущих мелочей действительности. Он уже не забава и не досужее препровождение времени, не застарелый обряд, сросшийся с ежедневными привычками. Как церковная книга, он поучает безграмотного в вере, в священных преданьях, в доброте и правде. Он даже заменяет молитву, особенно в умильных плачах и душеполезных назиданиях» [Буслаев 2003, с. 411]

История научного осмысления понятия «духовный стих», связано с его бытованием в народе. Во-первых, в народной среде фигурирует понятие «стихи», оно является исконным. Для исполнителей важно подчеркнуть, что это не «песня», порожденная мирской культурой, а иной вид художественного творчества, ставящий акцент на высших духовных ценностях. Также в народном употреблении встречается ряд лексем, дифференцирующих внебогослужебное духовное пение: пропевы, старины, псалмы, стихиры, божественные стихи, поминальные стихи и др.

 

1.2 Из истории изучения «Голубиной книги»

 

«Голубиная книга», как и само явление духовного стиха, не был достаточно изучен. «Голубиной книге» посвящена монография В.Н. Мочульского «Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книги», датируемая 1887 годом. Данная книга разделена на четыре главы.

В XX веке ученых продолжает волновать соотношение языческого и христианского в стихе о «Голубиной книге». Данный вопрос затронул не только лингвистов. Так Г.П. Федотов историк, философ, религиозный мыслитель в своей работе «Стихи духовные» (1935) четко придерживается «христианского» направления по данному вопросу. Г.П. Федотов утверждает, что в духовных стихах, в частности и в «Голубиной книге», отражено христианское мировидение.

Кроме этих двух работ, посвященных данному стиху, существует ряд статей, книг, в которых, так или иначе затронут какой-либо аспект «Голубиной книги». Так, В.Н. Веселовский в статье «Калики перехожие и богомильские странники» поднимает вопрос о связи богомильской ереси с духовными стихами калик - перехожих.

 

1.3 Издания «Голубиной книги»

 

История записей духовных стихов берет свое начало с первого сборника П.В. Киреевского «Русские народные песни. Ч. 1. Русские народные стихи» (1848). Нужно отметить, что из всех собранных материалов П.В. Киреевского, для первого выпуска были выбраны именно духовные стихи. Через двенадцать лет выходит «Сборник русских духовных стихов» (1860), составленный В.Г. Варенцовым. Ф.М. Селиванов считает, что в данном сборнике напечатаны «все основные сюжеты духовных стихов с вариантами» [Селиванов 1991, с. 22].

Любопытен тот факт, что в примечании к первому стиху «Голубиной книги» В.Г. Варенцов высказывает свои наблюдения по поводу самого древнего варианта, который, по мнению ученого, представлен в сборнике Кирши Данилова: «у него вероятно полнее, нежели во всех новых редакциях, сохранились старинные черты».

 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА «ГОЛУБИНОЙ КНИГИ»

2.1. Тайна названия «Голубиной книги»

 

В науке вопрос о названии книги, решается неоднозначно; в целом говориться о том, что ее название не вполне ясно [Зуева, Кирдан 2003, с. 281].

Согласно точке зрения В.Н. Мочульского, название образовано от более древнего «Глубинная книга» по ассоциации с голубем как символом Святого Духа [Мочульский 1887].

Данная версия является традиционной. Принято считать, что название образовано от слова «глубина», т. к. в книге описывается все творение мира: от появления Вселенной и звезд до иерархии вещей на Земле. Там можно узнать, какая рыба всех главней («котора рыба всем рыбам мати»), какая гора всех главней («котора гора всем горам мати»), какое дерево всех главней («котора древа всем древам отец»), какой город всех главней («которой град всем градом отец»). «Глубинная книга» содержит определяющие философские понятия: о добре и зле, о борьбе правды с кривдою.

 

2.2. Символы «Голубиной книги»

 

Вопрос о главенстве языческого или христианского составляющих «Голубиной книги» остается открытым и по сей день. Мы стоим на позиции христианского направления. Духовные стихи создавались с целью просвещения народа в христианской вере в момент двоеверия, и нет ничего удивительного в присутствии языческих элементов в первых духовных стихах. Тем не менее, идея и основная мысль произведения выстроены на основе христианского мироощущения.

Таким образом, в ходе исследования образа птицы была установлена тенденция развития образа от чудовищной птицы к божьей твари. Изначально языческий образ со временем становится отражением христианского мироощущения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование в рамках настоящей бакалаврской работы позволяет сделать следующие выводы.

Прежде всего, было установлено, что духовный стих в русской культуре является неповторимым, самобытным явлением, которое вобрало в себя, как и народные, так и книжные традиции. Это явление не оставило равнодушными и писателей, что лишний раз указывает на значимость духовного стиха в культурной жизни человека. Несмотря на такую важную роль в культурной традиции, судьба духовного стиха трагична. В период советского времени исполнители истреблялись, да и сами стихи были исключены из хрестоматий по русскому фольклору. Только к концу XX века появились публикации духовных стихов.

Само понятие «духовный стих» не имеет четких границ до сих пор. Одни ученые считают, что это явление переживает стадию угасания, другие утверждают, что это явление до сих пор открыто и меняется под влиянием изменившейся культуры.

Языковой анализ «Голубиной книги» позволил установить, что название книги можно объяснить с точки зрения диалектных языковых явлений. Известно такое фонетическое явление, когда согласные, стремясь избежать слоговости, восстанавливают гласный элемент типа: глубика - голубика.