Дипломная работа: Декоративная композиция «На пороге охотского моря…» (2016)


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Тип работы:
Дипломные работы
Количество страниц:
65

ВНИМАНИЕ! Документ в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…..6

1 Исследовательский раздел…….7

1.1 Колымское нагорье…..7

1.1.1 Марчеканская сопка…..7

1.2 Растительный мир Магаданской области……8

1.2.1 Магаданский заповедник….9

1.2.2 Природный парк «Озеро Джека Лондона»…12

1.3 Декоративная керамика в интерьере…12

1 1.3.1 Вазы в современном интерьере…..13

1.3.2 Панно в современном интерьере…..14

1.3.3 Декоративная скульптура в современном интерьере…15

1.4 Декоративная композиция и ее стилизация…16

2 2 Проектно-композиционный раздел….20

2.1 Разработка основной идеи проекта….20

2.1.1 Магадан как источник вдохновения….21

2.1.2 Выбор материала для воплощения проекта…..22

2.2 Разработка композиционного решения проекта……22

2.3 Разработка цветового решения проекта…….23

3 Технологический раздел…..25

3.1 Характеристика глины……25

3.2 Приготовление керамической массы……26

3.3 Формовка изделия….28

3.3.1 Спиральная лепка…..28

3.4 Сушка керамического изделия……30

3.5 Оправка изделия……32

3.6 Роспись декоративным контуром….32

3.7 Утильный обжиг изделия….33

3.8 Декорирование красящим составом изделия…34

3.9 Политой обжиг изделия……34

Заключение…..36

Библиографический список……37

Приложение А Аналоги керамических работ…39

Приложение Б Источники вдохновения….43

Приложение В Зарисовки природы….56

Приложение Г Эскизный поиск художественного образа….61

Приложение Д Разработка композиционного решения….63

Приложение Е Варианты графической подачи..64

Приложение Ж Итоговый вариант……65

 

 

1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Магаданская область относится к территории Крайнего Севера, расположенная на побережье Охотского моря Дальнего Востока России. Эта экзотическая и таинственная местность впечатляет красотами безлюдных заснеженных просторов, разноцветьем северного сияния в небе, безудержного ветра и мерцанием звезд. Колымская земля покоряет своим богатством, дарами моря и тайги, неисчерпаемыми драгоценными недрами, изобилием рек и озер. Северная природа, имеющая долинные реликтовые леса, отличается красотой и редким сочетанием растений.

 

1.1 Колымское нагорье

 

Колымская горная область занимает всю территорию Магаданской области и располагается рядом с горными массивами. Колымское нагорье распространяется вдоль южной границы. Это горы Охотско-Колымского водораздела. Вдоль северной границы расположено Юкагирском плоскогорье, которое простилается до долины Большого Анюя. Колымское нагорье состоит среднегорных массивов. Лиственничники распространены на нижних частях склонов гор и речных долинах. Душистый тополь и чозения занимают пойменные площади. Древесная растительность распространяется в верховьях Колымы, а также на Охотско-Колымском водоразделе. Выше располагается типичный пояс зарослей кедрового стланика, а верхние участки гор занимает тундра. Климат области континентальный, субарктический. В горах характерны частые метели, сильные ветры, а также наблюдаются инверсии температур (рисунок Б.1 – Б.2).

 

1.3 Декоративная керамика в интерьере

 

Художественная керамика и предметы из керамики вошли в быт человека, и нашли достойное место и в квартире, обставленной в самом совершенном вкусе. Керамика во все времена органично вписывалась в любой интерьер. Благодаря своему чрезвычайному композиционному разнообразию, колориту и свежести, керамика является объектом эстетического наслаждения.

Интерьерная керамика — один из элементов декора; элемент, который создает теплоту и уют нашего дома. Керамика, это древнее искусство, и теперь волнует и радует своей земной красотой. Современный мастер все дальше и дальше уводит ее из области утилитарного и функционального, превращая ее в произведение искусства и придавая ей эмоциональность. Керамика в современном интерьере умело подчеркивают акцент целостного убранства квартиры. Керамика с глазурью или без нее хорошо вписывается в богатые цветами и фактурой ткани.

 

1.3.1 Вазы в современном интерьере

 

Еще с древних времен пришла мода украшать дом разнообразными цветами в красивых и стильных вазах. Даже с появлением новейших стилей в интерьере эта мода не утратила своей актуальности. Вазы с цветами украшают залы лучших ресторанов, холлы и номера отелей, квартиры и дома, торговые центры и театры, подобранные с учетом особенностей оформления помещения.

 Керамические вазы органично смотрятся в интерьере, украшая его своим видом, преображая интерьер, который становится благородным, утонченным, подчеркивая в нем возвышенную, величественную атмосферу, а также стилистические особенности дизайна. Расставлять вазы можно на полу, на полках и на столах, подбирая изделия подходящего размера и формы.

Вазы с монохромным узором или из разноцветного стекла хорошо подчеркивают интерьер в классическом стиле. Популярно стало украшать современный интерьер вазами с необычными формами – волнистыми, ассиметричными или треугольными. Декоративные вазы настолько модные и уникальные, что их можно просто установить как отдельный и одиночный элемент декора, можно заполнить цветами или любой подходящей композицией, это могут быть искусственные декоративные элементы, колосья или ветки деревьев. Также заполнить или украсить вазу можно любым подходящим своеобразным элементом, подобрав правильное и гармоничное сочетание всех предметов в целом.

 

2 ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

Для полной завершенности интерьера дизайнеры используют этнические и декоративно-прикладные изделия. Человека всегда привлекала природа, он любил окружать себя своеобразными предметами. Предметы декоративноприкладного искусства в интерьере создают определенную атмосферу и привносят художественную эстетику.

 

2.1 Разработка основной идеи проекта

 

Появлению идеи работы предшествует большая работа, первым этапом которой является поиск, накопление и анализ материала по выбранной тематике и изучение работ, выполненных в той же технике или по схожей технологии.

Источником творчества стала красота и цветовая насыщенность природных форм Магадана. На начальной стадии разработки проекта был произведен отбор фотографий, на которых запечатлены самые красивые и уникальные места Колымского края (приложение Б). Сделаны зарисовки различных пейзажей, также деревьев и цветов (приложение В).

Художественный замысел декоративной композиции «На пороге Охотского моря…» рождается в эскизах. Для гармонизации и достижения ассоциативной выразительности частей декоративной композиции используются способы художественной стилизации природных форм. Для стилизации были выбраны деревья, цветы, река, озеро и море. Приемы стилизации и трансформации помогают привести все детали произведения к единому целому (приложение Д)

 

2.2 Разработка композиционного решения проекта

 

Вдохновившись природой Магаданской области, изучив аналоги, в процессе разработки эскизов создана декоративная композиция, состоящая из шести объектов, различных по форме. Красочные и уникальные природные места легли в основу авторского стиля, который подчеркивает красоту и неповторимость родного пейзажа.

 

3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Керамикой называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. В результате термической обработки, керамика обретает огнеупорность, химическую стойкость, и ряд определенных свойств, определяющих ее использование в самых различных отраслях. Из керамики делают посуду, сувениры, вазы, облицовочные плитки, украшения, кашпо, кирпичи и так далее.

 

3.1 Характеристика глины

 

Глина – тонкодисперсная фракция горных пород. Состоит из глинообразующих минералов (водных алюмосиликатов) и примесей иных материалов, способных при растворении с водой образовывать пластичное тесто, которое при высушенном состоянии обладает некоторой прочностью, а после обжига обретает камнеподобное свойство.

В результате разрушения горных пород образуется каолинит. Каолинит относится к первичным глинам, и после обжига сохраняет белый цвет. Вторичные глины – результат переноса горных пород дождями, снегом и т.д. Содержит различные примеси: известняк, кварц, гипс, соединения магния, железа, органические и другие вещества, которые влияют на свойства глины.

 

3.9 Политой обжиг

 

 Второй обжиг делается для приплавления нанесенной глазури.

Первоначальная температура печи при политом обжиге может повышаться быстрее, чем при утильном, но и при нем первые два- три часа не следует торопиться, т.к. некоторое количество воды быстро адсорбируется даже просушенным глазурованным товаром.

Большие изделия должны обжигаться при более медленном и более равномерном подъеме температуры, чем малые, поэтому желательно ставить их ближе к центру печи.

Существует риск вскипания, разбрызгивания полужидкого слоя и даже возможного взрыва. Поэтому перед загрузкой в рабочую камеру печи каждый предмет нужно осмотреть.

Недогрев глазури до температуры созревания покрывает ее «галькой», поверхность ее становится волнистой и неопрятной. При перегреве глазурь может потечь крупными каплями к основанию изделия. Поэтому лучше выбрать режим более медленного прогревания.

Очень важно правильно закончить политой обжиг. Слишком быстрое охлаждение способно приводить к растрескиванию не только глазури, но и черепка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенной работы по дипломному проекту решена задача по созданию декоративной композиции «На пороге Охотского моря…».

Вдохновением для создания сюжетного образа, отраженного в декоративной композиции стала красота и неповторимость природы Колымского края. Были выбраны изображения пейзажей с богатой и уникальной природой. Были изучены редкие растения Магаданской области: прострел, полярный мак, лиственница, душистый тополь. Также использованы мотивы с прекрасными видами реки Колымы, озера Джека Лондона, Охотского моря. Выполнены зарисовки эскизов, необходимые для воплощения идеи в работе, а также эскизы в материале.

В разработке сюжета найден собственный образный язык, соответствующий замыслу, наиболее ярко раскрывающий уникальность и красоту окружающего мира. Проект представляет собой декоративную композицию, объединенную тематикой и техникой исполнения.

 

 

Рисунок Ж.1 – Декоративная композиция «На пороге Охотского моря…»