ВНИМАНИЕ! Документ в формате pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..6
1 Исследовательский раздел….7
1.1 Интерьерная керамика…7
1.1.1 История декоративных тарелок…..8
1.2 Амурский тигр в мифах и легедах народов Дальнего Востока…10
1.2.1 Тигр в современной культуре…16
1.3 Растительный мир Амурской тайги…..17
1.4 Декоративно-прикладное искусство народов Дальнего Востока….18
2 Проектно-композиционный раздел….21
2.1 Обоснование выбранной темы….21
2.2 Разработка концепции проекта….21
2.3 Разработка композиционного и цветового решения проекта…22
3 Технологический разде….23
3.1 Формование изделий из глины..23
3.2 Способы декорирования керамики по сырому материалу……….23
3.3 Сушка…….24
3.3.1 Усадка….25
3.4 Обжиг….25
3.4.1 Загрузка изделий в печь…26
3.4.2 Виды обжига..26
3.4.3 Этапы обжига….26
3.5 Виды декорирования керамических изделий….27
3.5.1 Основные виды глазурей….27
3.5.2 Способы нанесения глазурей..28
Экономический раздел 4….30
Заключение…42
Библиографический список…43
Приложение А История декоративной интерьерной тарелки…44
Приложение Б Амурский тигр…47
Приложение В Тигр в орнаменте и мифологии восточных народов….50
Приложение Г Элементы орнамента малых народов Дальнего Востока….52
Приложение Д Поиск художественного образа…53
Приложение Е Законченный проект в материале..57
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Интерьерная керамика
Само слово «керамика» пришло к нам из древней Греции (керамос – обожженная глина)[3, с.5]
С древнейших времен мастера гончарного ремесла стремились каждое изделие превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего и повседневного быта элементы красоты.
Каждый народ индивидуальным путем разрабатывал секреты превращения глины в утилитарные и эстетически ценные предметы. Человек учился обрабатывать глину, используя ее для отделки фасадов жилищ, производства керамических изделий, а также создания предметов искусства.
Первоначально керамика формовалась вручную. Впоследствии изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило изготавливать посуду с более тонкими стенками.
С тех пор для производства художественных изделий (скульптуры малых форм, посуды, игрушек) широкое распространение получили различные виды керамики: терракота, гончарная керамика, майолика, фаянс и фарфор.
Тарелями в России награждали верных царских слуг за их особые заслуги. Такая посуда украшалась вензелями и ставилась в доме на самом видном месте. Получить тарель считалось намного почетнее, чем орден.
Только в XVII веке «тарель», которую русские люди очень быстро переименовали в «тарелка», стала повсеместным предметом быта и с начала XVIII века стала просто незаменима при употреблении пищи.
Декоративной роли тарелки отводилось все больше места. В конце XIX века в моду вошло коллекционирование декоративных тарелок. Успехом пользовались тарелки в сине-белой гамме, а также самые старинные и редкие экземпляры.
Испано-мавританские тарелки создавались путем нанесения надглазурной росписи, обжигаемой несколько раз (приложение А.1, А.2). Люстрирование было основным свойством исламской керамики потому, что использование для еды и питья посуды из золота и серебра, было запрещено в хадисах [16].
Итальянская майолика является важной составляющей декоративноприкладного искусства эпохи Возрождения (рисунок А.3). Изделия в те времена покрывались оловянной глазурью, в качестве загустителя использовалась окись олова, благодаря которой глазурь становилась белой и непрозрачной. Сегодня отличие итальянской майолики от обычной керамики заключается в том, что изделия покрываются не одной глазурью, а двумя различными составами. Перед обжигом по белому «сырому» материалу поверх оловянной глазури плитка расписывается яркими красками, а затем на роспись наносится слой блестящей свинцовой глазури, после чего изделие обжигается при температуре около 1000 ºC.
1.2 Амурский тигр в мифах и легендах Дальнего Востока
Тигра по праву можно назвать хозяином уникальной экологической системы под названием Уссурийская тайга. Неслучайно тигр был главным героем легенд восточных народов. Этот свирепый хищник слыл символом мужества, величия и силы, его почитали как хозяина лесов и пещер.
Тигры покоряли воображение людей и внушали им страх с доисторических времен. В отличие от африканских львов, которые объединяются в прайды, амурский тигр живет обособленно и самодержавно правит своими владениями, предпочитая одиночество. Скрытая от посторонних глаз и ни с кем не разделяемая жизнь окутала тигров мистическим ореолом.
Голос тигра, услышанный вблизи, вызывает оцепенение и страх. Зоолог Сатунин, передает его в записи по буквам как "низкое, гортанное "а-о-унг" [11]. На Востоке к тигру всегда относились как к сверхсуществу. Его способность маскироваться, неожиданно исчезать и появляться принесла ему славу оборотня. Он герой мифов, легенд, сказок.
Тигр является одним из главных персонажей в мифах народов стран Азии и Дальнего Востока, регионов его обитания. В легендах он часто описывается как царь тайги, повелитель всех обитающих на суше животных, символ силы и монархии.
Все малочисленные народы Приамурья и Приморья почитают тигра. Удэгейцы называют его Куты мафа. Они верят, что дух предка в образе тигра постоянно сопровождает охотника и оказывает ему помощь. В тайге Куты мафа является охотникам в облике зверя, а во сне он обычно приходит либо в образе пожилого человека (в мифологии удэгейцев, орочей), либо в виде седовласого старика в богатой одежде (у нанайцев) [18].
Так же, в повериях древнего Китая тигр – существо земли, гор и степей, а дракон – существо неба, повелитель дождя. Был он когда-то покровителем кочевников, но для земледельца дождь важнее добычи. Так Дракон постепенно стал властелином всего, в том числе и тигра, который так и остался среди простого народа, будучи покровителем и защитником.
В шаманизме тигр олицетворяет сверхчеловеческие силы; он посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.
Многие из рассмотренных представлений о тигре в той или иной форме сохранились в сознании аборигенов Дальнего Востока и Приморья до наших дней. Отдельные охотничьи ритуалы, до сих пор совершаемые в тайге, свидетельствуют об устойчивости древних верований.
1.2.1 Тигр в современной культуре
Сегодня в большинстве стран каждый год 29 июля празднуется международный День тигра, посвященный сохранению тигриной популяции. Главная же цель проведения Международного дня тигра - информирование широкой общественности о проблеме исчезновения тигров и способах их защиты. И к данному Дню в разных странах приурочено множество соответствующих мероприятий - тематические выставки, телепередачи, экскурсии в зоопарках, благотворительные и просветительские акции и многое другое.
В нашей стране есть еще один праздник, посвященный этим полосатым хищникам, отмечаемый ежегодно 25 сентября. Инициаторами Проведения «Дня тигра» на Дальнем Востоке впервые били писатель-охотовед Владимир Тройнин и международный благотворительный фонд «Феникс». Целью Дня тигра по задумке его организаторов стало стремление привлечь внимание жителей Дальнего Востока и всей планеты к необходимости сохранения на Земле такого редкого представителя семейства кошачьих, как амурский тигр [11].
В последующие годы к празднованию Дня тигра присоединились не только жители Приморья и Хабаровского края, но и жители других городов России и даже Европы.
2 ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Дипломный проект представляет собой серию декоративных интерьерных тарелок «День тигра».
2.1 Обоснование выбранной темы
Декоративное тарелка – это красивое и оригинальное украшение интерьера. Она вполне конкурирует с такими привычными аксессуарами дизайна как картины и панно.
Выбор амурского тигра в качестве главного мотива декоративных тарелок не случаен. В последние годы это животное всё чаще появляется на телевидении, ему посвящаются праздники и выставки, статьи в газетах и журналах. На сегодняшний день Амурский тигр признан достоянием России и, особенно, Дальнего Востока. Много сил и средств выделяется на спасение и сохранение данного вида. Но не только в наше время этому величественному и свирепому хищнику уделяется столько внимания. С давних времен он был в особом почете у малых народов Дальнего Востока и Приморья. Амурский или уссурийский тигр является главным персонажем в мифотворчестве аборигенов приамурской тайги и приморского края.
2.2 Разработка концепции проекта
Основной целью работы является изготовление серии декоративных настенных тарелок с изображениями амурского тигра и растений амурской тайги.
При разработке дипломного проекта был проведен анализ основных внешних характеристик амурского тигра, выявлены его отличия от других разновидностей больших полосатых кошек, проживающих в других регионах. Особая пластика, уверенность и неторопливость движений, густая шерсть, широкие лапы, не позволяющие проваливаться в глубокий снег, и это далеко не всё, что отличает эту дикую кошку от своих более южных сородичей.
Также было проведено углубленное исследование народного фольклора коренных жителей Дальнего Востока, в котором амурский тигр занимает особое почетное место и считается хозяином тайги, а иногда даже «отцом» и покровителем некоторых народов.
4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью экономической части дипломной работы является определение стоимости дизайн-проекта серии декоративных тарелок "Амурские тигры". Стоимость дизайн-проекта складывается из стоимости материала и стоимости изготовления продукта дизайн-проекта.
Для определения затрат на разработку дизайн-проекта были составлены дерево работ и схема ресурсов проекта. Дерево работ создания проекта и пример схемы ресурсов проекта представлены на рисунках 1 и 2, соответственно.
Расчет стоимости работ (затрат на оплату труда дизайнера) рекомендуется выполнять в виде таблицы. В таблице 1 представлен расчета стоимости работ (затрат на оплату труда дизайнера):
Таблица 1 – Расчет стоимости работ (затрат на оплату труда дизайнера)
Таким образом, общие затраты на оплату труда дизайнера составят 85385,64 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для реализации поставленной задачи были выполнены следующие этапы работы: предпроектный анализ, исследование характерных особенностей амурского тигра и его среды обитания, изучение мифологии народов Дальнего Востока, разработка концепции и композиционного решения, эскизный поиск, в ходе которого был разработан индивидуальный авторский стиль декоративных тарелок, выполнение работы в материале.
Итогом исследовательской работы и проектирования композиции стало выполнение серии декоративных интерьерных тарелок с изображениями амурского тигра и растений заповедной амурской тайги.
В данном дипломном проекте гармонично сочетаются орнаментальные мотивы коренных народов Дальнего Востока и современная авторская стилизация.
Выполненные в материале изделия предназначены для украшения жилого пространства. Яркие и символичные, выполненные в авторском стиле декоративные тарелки послужат прекрасным украшением интерьера кухни, гостиной, спальни и т.д.
Рисунок Е.1 – Большое блюдо «В тайге уссурийской»