Дипломная работа: Скульптурная композиция «Русь» (2016)


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Тип работы:
Дипломные работы
Количество страниц:
69

ВНИМАНИЕ! Документ в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 6

1 Исследовательский раздел 7

 1.1Виды скульптуры 7

 1.2 Древнерусская скульптура 10

 1.3 Русский былинный эпос 14

2 Проектно-композиционный раздел 19

 2.1 Концепция и композиция дипломного проекта 19

 2.1.2 Цветовое решение. Особенности русского костюма 20

 2.2 Разработка буклета 22

 2.2.1 Буклет как графический объект 22

3 Технологический раздел 24

 3.1 Пластические материалы 24

 3.2 Подготовка пластического материала 26

 3.3 Ручная лепка 29

 3.3.1 Спиральная лепка 29

 3.4 Декоративная отделка керамики 31

 3.4.1 Гравирование и процарапывание 32

 3.4.2 Тиснение и штамп 32

 3.4.3 Рельефный орнамент 34

 3.5 Сушка и утильный обжиг 34

 3.6 Глазурование 35

 3.7 Обжиг политой 36

4 Экономический раздел 38

Заключение 49

Библиографический список 50

Приложение А Сбор аналогов 52

Приложение Б Разработка эскизов 67

Приложение В Разработка эскиза в цвете 72

 

 

 

1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Виды скульптуры

 

Скульптура это вид изобразительного искусства, который основан на принципе объёмного, трёхмерного изображения предмета. Расположение объекта в пространстве, передача движения, позы, жеста – основные требования при изготовлении общей формы скульптуры. Выразительными средствами в скульптуре является светотеневая моделировка, которая усиливает рельефность формы, организация объёма и массы, масштаба, выбор пропорций, выявляющими характер силуэта.

Скульптура это ваяние, лепка. Объектом изображения в скульптуре часто становится человек, животные, природа и вещи. Создание скульптуры проводится на основе наблюдений и выявления особенностей анатомии, пластики и структуры моделей. Различают два основных вида скульптуры: круглая скульптура и рельефное изображение. Круглая, объемная скульптура должна свободно размещаться в пространстве. Объёмная (круглая) скульптура разрабатывается по законам гармонии и ритма, равновесия и симметрии, гармонируя с окружающей архитектурой или ландшафтом.

К произведениям круглой скульптуры относятся: статуя, группа, статуэтка, торс, бюст. Статуя изображает фигуру человека в полный рост. Скульптурная группа это две или несколько фигур, составляющих единую композицию.

Статуэтка это фигура, гораздо меньше натуральной величины изображаемого объекта. Торс это, обычно, изображение туловища человека. Бюстом называется погрудное изображение человека. Рельефное изображение размещается на плоскости, которая образуют его фон. Формы рельефа могут изменяться и зависят от назначения и расположения в среде. Это может быть фриз, фронтонная композиция, плафон.

 

1.2 Древнерусская скульптура

 

На протяжении длительного времени на Руси развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву и камню. Деревянные резные украшения домов стали характерной чертой жилищ в городах и селах, неповторимой особенностью деревянных храмов.

Периодом наивысшего расцвета монументально-декоративной скульптуры в Древней Руси стала вторая половина ХII века. Это время подъема Владимиро-Суздальского княжества, претендовавшего стать новым центром Русского государства. Белокаменной резьбой украшалась архитектура Владимиро-Суздальской Руси во время правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Резьба находила применение в украшениях дворцов и соборов, стала характерной и отличительной чертой древнерусского искусства. В городах Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский возводились великолепные белокаменные здания, в облицовке которых использовалась декоративная каменная резьба и мелкая пластика. Фасадная скульптура отражала общественные идеалы того времени, служила своеобразной каменной книгой, воспитывающей вкус и культуру русских людей.

Древнерусская скульптура нашла свое воплощение в виде декоративной резьбы по камню и дереву и часто была полихромной, расписывалась темперой или масляными красками. Пластическому воплощению подлежали в основном образы святых и главное внимание уделялось лику святого. Формы тела прятались под одеждами, поэтому фигуры выглядели плоскими.

 

1.3 Русский былинный эпос

 

Социальные идеалы былинного эпоса родились в борьбе Древней Руси с иноплеменниками: герой былин защищает честь и достоинство родины, он 15 беспощаден к врагам.

Главный город на Руси, которому богатыри служат,— Киев. Здесь сосредоточилась русская слава и мощь. Столь же прославлен в былинах Новгород. В былинах нашли оглашение грандиозные исторические схватки Руси с хазарами, печенегами, половцами, с татаро-монголами. Былинная Киевская и Новгородская Русь — это идеализированное историческое прошлое, память о котором народ пронес сквозь века.

Три главных богатыря воплотили в себе воинскую доблесть русского народа: это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Илье Муромцу Русь обязана избавлением от Соловья, который свистом губил все живое на прямоезжей дороге из Мурома в Киев. Добрыня Никитич победил в бою огненного Змея и освободил томившихся в норах у чудовища пленников.

Подвиг свершен Добрыней не для женитьбы на племяннице киевского князя, а во имя счастья Руси. Былинный рассказ о богатыре полон драматических подробностей. Не менее горячо честь Руси защищает молодой Алеша Попович. Алеша не так силен, как другие богатыри, но он храбр «напуском» и сметлив в бою. Перед схваткой сказал Тугарину Змеичу, что тот нарушил условие — привел с собой бесчисленную силу, а когда оглянулся Тугарин, Алеша мечом снес ему голову, [33, с. 12]

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша, и Дунай Иванович – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор – отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать. За лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горя. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

 

2 ПРОЕКТНО – КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Концепция и композиция дипломного проекта

 

 Дизайн – разновидность проектно-композиционной деятельности, направленная на создание элементов предметной среды в соответствии с принципами утилитарности и эстетичности. Декоративная композиция имеет объемную трехмерную форму, поэтому при осмотре ее с разных сторон она одинаково гармонична и привлекательна.

В ходе работы были изготовлены три скульптуры Богатырей. Изделия объединены единым гармоничным колоритом, манерой исполнения и смысловым значением. Каждая фигура богатыря отличается от другой формой и оружейной амуницией. На каждом из богатырей показана одежда и боевые доспехи, характерный атрибут героя русских былин: сапоги, штаны, рубаха с кольчугой и шлем.

 Одна из скульптур изображает богатыря Илью Муромца (рисунок В1). На плечах у богатыря плащ. Правая рука героя поднесена к бровям и грозно смотрит вдаль. В прославленной тройке русских богатырей Илья Муромец является лидером. Он высок и могуч. Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. Крестьянин-богатырь свершил подвиг, который поставил его выше даже великого киевского князя.

Поэтому его главенство было подчеркнуто расправленными плечами, приподнятым подбородком и статичностью фигуры. Во второй скульптуре показан лучник Алеша Попович (рисунок В2). Скульптура отличается от других своей неповторимой формой, пластикой и сложной позой, так как Алеша описан в Былинах более ловким и хитрым, чем его соратники. Алеша грамоте не учился, а с малых лет учился копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать.

 

3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1 Пластические материалы

 

В керамическом производстве используются глинистые материалы, находящиеся во влажном состоянии, поэтому процессы взаимодействия глинистых минералов с водой определяют во многом технологические свойства глин, в том числе пластичность и разжижаемость.

Процесс взаимодействия глинистых частиц с водой можно представить следующим образом. Вода проникает между частицами и вытесняет из них воздух. Глинистые частицы впитывают воду, при этом сильно увеличиваются в объеме, [18, с. 76] Глина - основа гончарного производства. Глинозем – значительная часть химического состава глинообразующих минералов (глинозем – природная окись алюминия). В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

 Глина состоит из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы формируют глинообразующий минерал класса силикатов – каолинит. Его состав: 47% оксида кремния, 39% оксида алюминия и 14% воды, [1, с. 5] Красная природная глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа, составляющий 5-8 % от общей массы.

При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050 - 1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

 

4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Целью экономической части дипломного проекта является определение стоимости проекта моих скульптур, выполненных из материальных затрат, оплаты труда дизайнера, осуществляющего разработку и изготовление изделий, а также непредвиденных расходов.

В настоящее время современная экономическая ситуация в России диктует предприятиям особый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера, делопроизводителя постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Целью изложенных ниже расчетов является определение затрат на разработку, реализацию и изготовление декоративных скульптур «Русь».

Данный проект отличается своей трудоемкостью, оригинальностью, новизной идеи. Поэтому для получения более эффективного результата необходимо разработать план действий, в котором бы отражался весь объем работ и их последовательность. Для достижения этой цели была разработана определенная стратегия, позволяющая реализовать данный проект.

 Данная продукция состоит из трёх декоративных скульптур и пяти сувениров, выполненные из белой глины. Белая глина обладает прочностью, после обжига приобретает камнеподобное состояние, огнеупорность, водную и химическую стойкость. Хорошее качество используемого сырья, оригинальное дизайнерское решение, обработка изделий - необходимые условия выпускаемой продукции. Что касается конкуренции на местном рынке, то она довольно сильная. Так, одними из конкурентов являются индивидуальные художники. Однако квалифицированных мастеров в Амурской области не так много, как в западной части России.

К расходным материалам относятся все материалы и инструменты, которые используются при создании проекта. Потребность в материалах на дизайн-проект представлена в таблице 1, в которой стоимость материалов определена прямым счётом на основании цен, сложившихся в регионе.

Таблица 1 – Затраты на расходные материалы

Таблица 1 – Затраты на расходные материалы

Затраты на материалы на дизайн-проект составили 3241 руб. Очень важно определить стоимость амортизационных отчислений на основные фонды (оборудование).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, задачи, поставленные вначале разработки дипломного проекта, достигнуты. Для решения данной задачи был изучен ряд аналогов, сделаны многочисленные эскизы, стилизация форм и геометрических орнаментов. Опираясь на собранный материал, разработана образная композиция, которая затем воплощена в серии декорированных скульптур, окрашенных в характерную гамму.

В разработке образа найден собственный язык, соответствующий замыслу – рассмотрены герои былинного эпоса на примере произведений, и на основе этого созданы скульптуры русских богатырей.

Композиция состоит из трех скульптур, связанных между собой общим смыслом, но в то же время каждый из них является законченной идеей. Декоративный эффект усилен благодаря добавлению в глину шамота, при помощью которого приобретается особая фактура, помогающая подчеркнуть элементы кольчуги.

Были изготовлены стрелы и щит, являющиеся не заменимым дополнением амуниции к скульптурам Богатырей и помогающие достигнуть законченного впечатления от внешнего облика композиции. Скульптурная группа, её живописный декор органично сочетается между собой и составляет единое целое. Оригинальность и свежесть идеи состоит в необычном сочетании элементов декора, фактуры и символическом характере композиции, а также это и свой индивидуальный стиль.

 

 

Рисунок Б.5 - Поиск образа Ильи Муромца

Поиск образа Ильи Муромца