ВНИМАНИЕ! Документ в формате pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Исследовательский раздел
1.1 Сундук и его применение в русском быту и культуре
1.1.2 Особенности изготовления сундуков
1.2 Образ девушки в русских сказках
1.3 Особенности женского русского костюма
1.3.1 Платья
1.3.2 Причёски
1.3.3 Головные уборы
1.4 Символизм в женском народном костюме
1.5 Русские орнаменты
1.6 Вдохновение в творчестве мастеров
2 Концептуальный раздел
2.1 Разработка концепции проекта
2.2 Обоснование избранной тематики
2.3 Разработка композиционного решения проекта
2.4 Цветовое решение проекта
3 Технологический раздел
3.1 Характеристика сырья. Глина
3.2 Изготовление изделий
3.2.1 Подготовка материала к работе
3.2.2 Формовка
3.2.3 Сушка
3.2.4 Усадка
3.2.5 Обжиг
3.3 Способы декорирования керамики
3.4 Политой обжиг
3.5 Характеристика выбранного материала. Ясень
3.5.1 Подготовка материала к работе. Обработка
3.5.2 Изготовление сундука
4 Экономический раздел
Заключение
Библиографический список
Приложение А Женские образы в русских народных сказках
Приложение Б Русский народный женский костюм
Приложение В Мотивы русского народного искусства в керамике
Приложение Г Сундучный промысел
Приложение Д Эскизный поиск художественного образа
Приложение Е Эскизы в материале
Приложение Ж Итоговый вид проекта в материале
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Сундук и его применение в русском быту и культуре
Сунду́к (от тюркского сандык) — деревянное или металлическое изделие имеющее функцию мебели с открывающейся или снимающейся крышкой, применялось для транспортировки и долговременного хранения предметов быта и других дорогих предметов. Использовался в разных культурах, от самой древности до настоящего времени. В нынешнее время сундук (сандык), используется как предмет быта, который возможно найти в русских и европейских деревнях, казахских аулах.
В древности людям приходилось где-то хранить свои ценные вещи, также сундук использовался в дороге, при перевозке вещей. Сейчас функции сундука в основном выполняют такие предметы как шкаф, сейф, чемодан, однако эти предметы появились полтора-два века назад. До этого времени, на протяжении долгих веков, все эти предметы быта заменял сундук.
История сундучков началась множество веков назад. Считается, что изначально ими начали пользоваться еще в неолите. Также ими пользовались и первые египетские жители, от них эти изделия перекочевали в древнюю Грецию и Рим, а в средневековье они разошлись по всему свету: по всей Азиатской части, Европе и добрались до Руси. [7, с.81]
Более близкий к современности это сундучный промысел Урала. Развитие данного промысла произошло в конце первой половины XIX в. Этот промысел достиг больших высот по количественным и качественным показателям в Невьянском и Быньговском заводах Екатеринбургского уезда (в данное время Свердловская обл.). В этих промыслах было созданно большое разделение обязанностей. Ящики из кедра и сосны создавались в основном простыми рабочими из из близлежащих волостей и уездов. Остальные детали изготавливались кустарями Невьянского и Быньговского заводов. Характерными чертами этих сундуков являются ровные формы и декор в виде плоских керамических плиток различных размеров. На них обычно изображали растительные орнаменты или фрагменты из былин и сказок.
1.2 Образ девушки в русских сказках
Весь быт народа, его страдания и радости, его борьба, его исторические воспоминания - все это получало выражение в народной поэзии, в песнях, былинах, сказках, преданиях, передававшихся от поколения к поколению, обновлявшихся или создававшихся впервые. А.С. Пушкин не просто проникся народной поэтикой, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму.
Книжные и устные источники, фольклор западноевропейский и русский для него стояли в одном ряду. Пушкин понял одним из первых международное значение и характер фольклора. Поэтому с особенным интересом поэт останавливается на сюжетах, ему известных и по западным, и по русским источникам: «Мертвая царевна», «Сказка о царе Салтане». Задача же Александра Сергеевича состояла в стремлении передать чуждые сюжеты так, чтобы они превратились в подлинно-национальные. Пушкин, выбирая занимательный сказочный сюжет и передавая его свободно по вкусу народных сказок, стремился отразить уклад жизни, обычаи и нравы русского народа, и вместе с тем показать общечеловеческие проблемы, пороки и недостатки. Пушкин пишет непосредственно о русских людях. Образы богатырей, царевен и простого народа, взятые поэтом из русских былин, свидетельствуют о национальном колорите его сказок.
В сознании Пушкина так же, как и сознании народа, идеалом, который воплощён поэтом в царевне, является гармоническое соединение красоты духовной с внешней. В своем произведении поэт, насколько ему позволяла жанровая природа сказки, стремится показать многообразие проявлений в жизни красоты: используя фольклорный принцип контраста и доводя до логического конца противопоставление мачехи с падчерицей, сестёр и других.
В традиционном мире героини в большинстве своём легки и беззаботны, либо же они повидали в жизни много горя, но их объединяет одно – тернистый путь к счастью. Этих персонажей любят читатели и всячески сочувствуют их нелёгкой доле. Другую группу составляют любимицы общества, высокомерные и хитрые, они противопоставляются первой группе. Этих же персонажей читатели недолюбливают и с нетерпением ждут их разоблачения. [8, c.635]
1.4 Символизм в женском народном костюме
Древние знания зачастую сокрыты в символике, образах, цифрах, узорах. Из подобных символов и узоров появляются культура - песни, традиции, рукоделие, резьба. Наиболее глубокое их значение известно далеко не всем.
Символы являются наследием культуры человечества, когда люди научились выражать свои мысли, свое ощущение окружающего мира через условные знаки. Изучение старинной символики открывает духовный мир людей в ту или иную эпоху.
Символика используется для воздействия на человеческий мир, преобразуя его. Большинство символов является оберегами, «отводящими» темные силы, которые могли бы причинить зло носителю оберега. Символ, в культуре славян, несет в первую очередь магический смысл, а уже в последующую – эстетическую.
Русская и славянская символики представляют собой сопряжение изображений, относящихся к различным временным этапам, и переплетение различных сюжетов этнического происхождения. Проблематично проследить последовательность и все пути распространения тех или иных элементов представляется довольно сложным. Вместе с тем можно выявить наиболее видимые сходства у узоров восточно-славянских и финно-угорских народов.
В настоящее время в качестве декоративных элементов в одежде используют как сюжетные, так и растительные орнаменты, но самый старинный орнамент состоит из геометрических фигур. На Руси он использовался для украшения женской одежды и некоторых других предметов быта. Геометрические элементы составляли не сложные узоры, которые несли высокую смысловую нагрузку. Люди видели в них олицетворение сил природы и наделяли их охранными свойствами. Такими орнаментами украшали предметы обихода, одежду и само жилище.
1.5 Русские орнаменты
Русский орнамент можно назвать одним из самых необычных проявлений творчества в дохристианской и христианской Руси. Он является совокупностью уникальных художественных образов. За всё своё существование русский орнамент очень много изменялся, но всегда продолжал покорять своей красотой линий и красок.
Орнамент на протяжении времён нёс свой сакральный смысл и оберегал человека, так как был нанесён на какие-либо культовые предметы, одежду или украшение. Такие узоры несли в себе основы миропонимания и 23 ощущения окружающей реальности, тем самым подчёркивая красоту и пластику предмета на который этот орнамент нанесён.
Орнаменты строятся на ритме, и чередовании выбранного мотива, подчиняя себе всю структуру изделия подчёркивая его красоту или скрывая недостатки. Постепенно с процессом освоения мира и развитием русского общества орнамент видоизменялся. Традиционный русский узор очень богат и разнообразен. В нем встречаются как геометрические узоры, так и зооморфные или растительные элементы. Они могут быть стилизованными так и реалистичными.
Так как в работе использовался в основном растительный орнамент, то стоит подробнее рассмотреть эту часть развития орнаментального искусства на Руси.
2 ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Основной целью проектирования является создание деревянного сундука с керамическими вставками по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
2.1 Разработка концепции проекта
Сказки и былины бескрайних просторов России всегда поражают разнообразием сюжета, а также добротой. Множество людей выросло на этих сказках, они являются кладезем знаний и событий, которые поражают воображение как маленьких детей, так и их родителей. Так же как сказки и былины, сундуки — это предмет вековой истории, в котором отображалась культура, верования и ценности его владельцев. Каждый сундук был в единичном экземпляре и неповторим. Его берегли и ценили, он являлся украшением дома и предметом высокой необходимости. Именно поэтому в данном проекте было решено соединить сказочные образы и предмет быта.
Каждая девочка с детства имела свой сундук, в котором хранила своё приданное и самые ценные вещи, в том числе и книги. Сказки, которые читались ей с детства растили её, делали сильной, мудрой и покладистой девушкой, будущей женой. И когда она была готова, то эти сказки вместе с сундуком переходили в новую семью, и уже новые девочки росли, слушая сказки, хранимых в семейном сундучке. Таким образом, сундук становился семейной реликвией и хранил сказки в себе веками.
2.4 Цветовое решение проекта
Для создания интересных эффектов, притягивающих взгляд, использовалось многократное наложение друг на друга глазурей, люстров и добавление медной крошки. Переплавляясь между собой они дают необычные эффекты, которые, сверкая и переливаясь на солнечном свете, притягивают взгляд. Применялись эффекты переплавления тёмных глазурей между собой, а также и чистые цвета для большего контраста.
Работа выполнена преимущественно в тёмных холодных оттенках, акценты же расставлены в светлых и тёплых тонах, для придания некоторым элементам плиток контраста и зрительного выдвижения их на передний план. Использовались такие эффектарные глазури как галактика, серебро, ель, перламутр, павлин, рассвет и Тиффани. Из одноцветных глазурей использовались такие как белая эмаль, зеленый травянистый, зеленый яблочный, бирюзовая, желтый лимонный, голубой, кобальт синий. Так же использовались смеси глазурей, такие как белая эмаль и кобальт синий, белая эмаль и жёлтый лимонный. Для придания работе эффекта старины была использована медная крошка. А для расставления акцентов использовались люстры сине- серого и серебристого оттенков, они придали работе благородное сияние.
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3.1 Характеристика выбранного материала. Глина
Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китае) или других слоистых минералов. Свойства глин: пластичность, огневая и воздушная усадка, огнеупорность, спекаемость, цвет керамического черепка, вязкость, усушка, пористость, набухание, дисперсность. Глина является самым устойчивым гидроизолятором — водонепропускаемость является одним из её качеств.
Главным источником глинистых пород является полевой шпат, в котором при расслоении от различных погодных и атмосферных условий образовываются каолинит и другие единицы минералов. Другие же глины осадочных видов происхождения образовываются из-за длительного накопления различных минералов, но в основном каждый из них представляет собой принесенные течением массы, которые выпадают на дно водоёмов. Ну и конечно же, глина - это один из продуктов, произведенных земной корой, их называют осадочной горной породой, они образовываются из-за разрушений скалистых пород и в процессе их выветривания.
4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Первостепенная цель экономической части дипломного проекта — это определение стоимости сундука, которая складывается из материальных затрат, оплаты труда изготовителя, осуществляющего разработку и изготовление изделий, а также других расходов.
Современная экономическая ситуация в России заставляет предприятия искать особый подход к планированию внутрифирменного бюджета. Именно поэтому необходимо уметь применять теоретические знания в практическом решении вопросов экономики, организации и планировании производства, предметов интерьера на предприятии бытового обслуживания.
Целью изложенных в данном разделе расчетов является определение затрат на разработку, реализацию и изготовление деревянного сундука с керамическими вставками «Сказочные Девы». Данный проект отличается своей красотой, трудоёмкостью и историзмом. Для более эффективного результата, при создании проекта, разрабатывается план действий, в котором отражается весь объем работ и их последовательность.
Данная продукция состоит из одного сундука и пяти сувениров. Материал, из которого выполнены сундук — это ясень для деревянной составляющей конструкции и для декоративных элементов-серая глина. Сувениры выполнены также из серой глины и дерева. Это экологически чистые продукты, гипоалергенные и достаточно прочные при правильной обработке. Не обожжённая глина обладает не большой прочностью, а после обжига обретает прочное, камнеподобное состояние, огнеупорность, водную и химическую стойкость, прочность. Дерево же менее прочный материал, но при правильной обработке оно приобретает достаточную прочность для использования в подобной продукции. [1,с.34]
Таблица 5 – Общее количество издержек на изготовление дизайн проекта
Бюджет проекта - это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для реализации проекта во временном аспекте с учётом непредвиденных расходов.
Бюджет составляется на основе сметы и дерева работ. В нём показаны затраты, а также бюджет учитывает непредвиденные расходы в размере 1-2 % от общей суммы затрат.
В результате расчета стоимость проекта составила 78218.25 рублей.
Итоговая стоимость дизайнерских услуг по разработке проекта составил 110415,17 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный проект представляет собой анализ темы, реализацию авторского взгляда на неё и источники вдохновения. Был произведен поиск источников вдохновения, сбор нужной информации и её анализ.
Была проделана работа по изучению исторических источников, исследование особенностей культуры русского народа, их быта и характерных признаков. Итогом исследовательской и эскизной работы стало проектирование деревянного сундука с керамическими вставками по мотивам «Сказки о царе Салтане». Этот предмет интерьера состоит полностью из природных материалов, от него веет теплом и уютом. Он несет в себе как историческую составляющую, так и творческую изюминку в виде авторских плиток из керамики, с образами трёх сестёр, из чарующей сказки.
Рисунок Ж.1 – Фронтальная сторона сундука