ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-25
ГЛАВА 1. Категория «повседневность» в литературоведении
1.1. Реальность повседневной жизни в современных гуманитарных науках 26-48
1.2. Повседневность как литературоведческая проблема 48-63
1.3. Историко-литературный контекст викторианского романа в свете категории «повседневность». 63-83
ГЛАВА 2. Центры викторианской повседневности в романах Элизабет Гаскелл
2.1. Социальные воззрения Э. Гаскелл 84-96
2.2 Синтез эстетического и этического в пространстве дома 96-122
2.3. Эстетизация сада 123-147
ГЛАВА 3. Культура общения в контексте викторианской эпохи
3.1 Воспитание и образование 148 -161
3.2 Круг чтения 161-174
3.3. Речевые характеристики персонажей 174-183
ГЛАВА 4. Расширение границ повседневности
4.1. Магия обыденной жизни 184-194
4.2. Мотивы моря 194-208
Заключение 209-212
Библиография 213-226
1.1. Реальность повседневной жизни в современных гуманитарных науках
Со временем отношение к значимости исследования повседневности менялось. Если раньше повседневность противопоставлялась неким глобальным категориям человеческого существования как нечто тривиальное и неинтересное, то теперь она стала самостоятельной проблемой исследования. Повседневность стала рассматриваться как одна из основных тем, разрабатываемых различными отраслями гуманитарного знания (философией, социологией, психологией, историей, литературоведением,лингвистикой и др.). Весомый вклад в эту область внесли представители школы «Анналов».
Это историческое направление, основанное Л. Февром и М. Блоком, исследует «тотальную» историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные.
Учёные стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков. Сторонники данного направления изучают массовые представления людей той или иной эпохи, смену ценностных установок на протяжении веков, проблему исторической памяти и так далее. Для понимания истории необходимо обнаружить смысл явления, постигнуть мотивы людей, совершивших поступки в условиях, «прочитанных» ими на свой манер. В работах указанных авторов (1920 г. – 1980 г.) особое внимание уделялось ментальным структурам повседневности, были определены методы изучения повседневности.
В XX в. главным объектом научного познания становится сам человек в его уникальности и неповторимости. В этот период на первый план выдвигается «онтологическая» проблематика жизнеосуществления человека, а феноменологический метод становится особой «призмой», с помощью которой осуществляется видение, осмысление и познание действительности, в том числе и социальной.