Контрольная работа: Литература русского зарубежья (2019) ОМГА


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Литература
Тип работы:
Контрольные работы
Количество страниц:
15

Содержание

 

Введение. 3

1 Первая волна русской литературной эмиграции. 5

2 Вторая волна русской литературной эмиграции. 8

3 Третья волна русской литературной эмиграции. 11

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 17

 

 

Введение

Литература русского зарубежья, которая была оторвана от «метрополии», появилась и формировалась на «других берегах», по праву можно рассматривать как феномен русской культуры ХХ столетия. Исследуя его особое внимание сосредотачивают на правомерности возникновения самого понятия русское зарубежье, которое отражает и выражает «существование за границей как бы второй («малой») России - самодостаточного «мира» с собственным образом существования и устоями, взаимоотношениями и привязанностями, жизнь внутри которого как бы копировало существование на потерянной родине». Не всякая национальная литература имеет своего «двойника», который, зачастую является носителем совсем иных, как в зеркальном отражении, качеств.

Само появление русского зарубежья связано с первой волной эмиграции, пик которой пришелся на конец 1910 - начало 1920 гг. Русские изгнанники сыграли уникальную и, к сожалению, до конца все еще не оцененную роль в достижениях человеческой цивилизации ХХ века.

 

1 Первая волна русской литературной эмиграции

Среди достаточно большого количества центров русского рассеяния (Берлин, Париж, Прага, София, Белград, Харбин и др.) традиционно «столицами» считаются Берлин и Париж. Их роль в жизни русского зарубежья далеко не равнозначна. В 1920—1924 гг. ведущим интеллектуальным и литературным центром был Берлин, а центром политическим — Париж.

Данное положение дел имело объективные причины. В послевоенный период, Германия переживала инфляцию, позволявшую держать стабильный обменный курс русского конвертируемого рубля времен НЭПа. Благодаря чему развивалась предпринимательская деятельность русских эмигрантов, в том числе и издательская. Помимо того, если в других западно-европейских странах Советская Россия была на стадии признания, то с Веймарской республикой уже существовали достаточно дружественные взаимоотношения. Здесь основались издательства, ориентированные как на эмигрантский, так и на советский книжный рынок. Самым крупным из них было издательство З.И. Гржебина, печатавшее и советских, и эмигрантских авторов.

 

2 Вторая волна русской литературной эмиграции

Во второй раз «русское поле в зарубежье» было обильно «засеяно» в период с 1940 по 1960 гг., получивший название второй волны русской эмиграции. Ее породила Вторая мировая война — это были в большинстве своем жители оккупированных территорий или военнопленные, возвращение которых на родину было связано с большим риском. Их отъезд за границу был вынужденным: как жители бывших оккупированных территорий они становились «перемещенными лицами» («ди-пи»), которые отправлялись в специальные лагеря в Германию и Австрию. Таких «перемещенных лиц» в Европе было около полумиллиона. Наиболее крупный лагерь находился под Мюнхеном. Таким образом частично старая эмиграция разделила участь новой, что само по себе способствовало сближению. Первый период новоэмигрантской литературы характеризуется лагерными устными газетами, гектографированными изданиями, нерегулярно выходящими и печатающимися на дрянной послевоенной бумаге газетами и журнальчиками [6].

 

3 Третья волна русской литературной эмиграции

Литературу третьей волны, по справедливому утверждению Е. Зубаревой, точнее было бы называть «русской литературой периода изгнания». Прозаическое наследие третьей волны русского зарубежья, представленное произведениями А. Солженицына, В. Максимова, В. Некрасова, Г. Владимова, Ф. Горенштейна, А. Синявского, В. Войновича, А. Гладилина, Э. Севелы, А. Зиновьева, В. Аксенова, Ю. Мамлеева, достаточно обширно, идейно и стилистически разнопланово, неоднородно.

Если вопрос о литературной самобытности третьей волны остается дискуссионным, то тезис об идейном, тематическом, жанровом родстве литературы «диаспоры» и «метрополии» поддерживается и писателями, и исследователями их творчества.