Реферат: «Философия языка В. фон Гумбольдта» (2019) ОМГА - заказать диплом в Москве


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Филология
Тип работы:
Рефераты
Количество страниц:
13

Содержание

Введение. 3

1 Происхождение языка в учении В. Гумбольдта о языке. 5

2 Язык и мышление. 7

3 Язык как деятельность. 9

Заключение. 11

Список использованных источников. 13

Введение

Языкознание наряду с науками о мышлении принадлежит к числу тех отраслей человеческого знания, которое обнаруживает наиболее тесные связи с философией на всем протяжении его развития, что объясняется природой самого предмета лингвистики. Язык является обязательной предпосылкой для реализации абстрактного и обобщенного мышления и рационального уровня человеческого знания. Те или иные философские течения влияют на языковые тенденции.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), «один из величайших людей в Германии» (после В. Томсена), считается основоположником общей лингвистики и философии. Интересы этого выдающегося немецкого мыслителя и гуманиста включали язык и лингвистику, а также философию, литературную критику, классическую филологию, теорию искусства и конституционное право. Является автором переводов эсхиловского Агамемнона и Од Пиндара. Он был дипломатом, который посещал европейские конгрессы, важным государственным деятелем.

Его превосходное образование, происхождение и материальная обеспеченность позволили ему общаться не только с выдающимися монархами и политиками, но также с учеными, писателями и поэтами, включая Гете и Шиллера, с которыми он был близкими друзьями.

1 Происхождение языка в учении В. Гумбольдта о языке

Вопрос о происхождении языка был рассмотрен многими учеными и входит в список самых древних вопросов. Уже Платоновский Кратил рассматривал вопрос о том, относятся ли лексические имена к объектам, обозначенным природой, или связаны ли они с ними по общему согласию. Тот же вопрос был задан Аристотелем, который пришел к выводу, что язык был создан людьми.

Гумбольдт рассматривает проблему генезиса языка с философской точки зрения и переводит её на уровень, на котором время не имеет значения. При исследовании внимание уделяется не факторам внешнего происхождения, а внутреннему генезису, который рассматривает способность языка не только как уникальный дар человека, но и как его существенную характеристику. В. Гумбольдт анализирует происхождение языка и рассматривает два возможных предположения. Факт сложности языковой структуры может свидетельствовать о том, что эта сложность является вторичным явлением, то есть результатом постепенного усложнения простых структур с течением времени или продуктом «колоссальных умственных усилий» его создателей. Гумбольдт опровергает первое и второе предположения. Тот факт, что структура языка является «сложной», не представляется достаточной логической основой для легитимности предыдущих предположений. «Чтобы человек мог понять хотя бы одно слово ... весь язык уже должен быть полностью встроен в него». «Независимо от того, насколько это естественно, - говорит он, - предположение о постепенном образовании языка, казалось, возникло не сразу».

2 Язык и мышление

Проблема соотношения языка и мышления является одной из центральных проблем в языковой концепции Гумбольдта. Почти все его работы по лингвистике более или менее затрагивают эту тему. В статье, посвященной это вопросу («О мышлении и речи»), Гумбольдт видит сущность мысли в рефлексии, то есть в различии между мыслителем и объектом мысли. Позже в той же статье он определяет язык через мышление и подчеркивает их тесную взаимосвязь: «Чувственное обозначение единств, с которыми связаны определенные фрагменты мышления для противопоставления их как частей другим частям большого целого, как объектов субъектам, называется в широчайшем смысле слова языком».

Согласно его теории, человек ищет знак, с помощью которого он мог бы представить целое как совокупность единств. Когда он подыскивает эти знаки, его рассудок занят различением, расчленением, анализом. Далее он строит целое, синтезирует понятия, допускающие свободную обработку, вторичное разъединение и новое слияние. «В соответствии с этим, - пишет Гумбольдт, - и язык выбирал артикулированные звуки, состоящие из элементов, которые способны участвовать в многочисленных новых комбинациях». Мысль, деятельность вполне внутренняя и субъективная, в слове становится чем-то внешним и ощутимым, становится объектом, внешним предметом для себя самой и посредством слуха, уже как объект, возвращается к первоначальному источнику. 

3 Язык как деятельность

В своей работе «О разнице в структуре человеческих языков и их влиянии на интеллектуальное развитие человечества» Гумбольдт представляет тезис: «Язык - не продукт деятельности, а сам является деятельностью. Он подчеркивает, что истинное определение языка как энергии может быть только генетическим. «Язык - это постоянно обновляющаяся работа ума, цель которой состоит в том, чтобы выразить сочлененный звук в выражении мысли». Форма языка рассматривается как нечто «постоянное и однородное в этой деятельности ума».

«Определение Бытия» (применительно к энергии и форме) - это не определение языка, подобного эргону, то есть в статическом состоянии, а его рассмотрение в действии, одновременно раскрывая сущность языка. Форма языка, понимаемая таким образом, не является «плодом научной абстракции»; оно должно быть «реальным» не в «языках в целом», а в отдельных языках. «Поле и предел энергии измеряются размером объема формы определенного языка.

Заключение

Вильгельм фон Гумбольдт занимает особое место в языкознании. Оригинальная концепция природы языка, которая была представлена им, и подняла ряд фундаментальных проблем, которые все еще находятся в центре оживленных дискуссий. Многие исследователи считают себя его учениками и последователями: А.Потт, Х.Штейнталь, Г.Курциус, А.А.Потебня, и даже такой независимый ученый, как И.А.Бодуэн де Куртенэ.

В. Гумбольдт был высоко оценен известными философами, особенно Кантом. Современные лингвисты были того же высокого мнения (Ф. Бопп, Дж. Гримм). Такое отношение к Гумбольдту основано на том факте, что его способ восприятия языка в широком контексте смежных тем в равной степени соответствует требованиям философии и лингвистики. Гумбольдт пытался объединить их, преодолев односторонность обеих наук.

Во второй половине XIX века, в период позитивизма, бурного развития индоевропейских исследований, имя Гумбольдта упоминалось в основном только в работах, посвященных классификации языков.