Содержание
Введение. 3
1 Структура и виды мифов. 5
2 Функции мифов. 10
Заключение. 12
Список использованных источников. 13
Введение
Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — это создание идеи коллективной фантазии на национальном или индивидуальном уровне, которая, как правило, отражает реальность в форме чувственно-специфических персонификаций и одушевленных и гуманизированных существ, которые у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Что такое мифы? В обычном смысле это в основном античные, библейские и другие древние «истории» о сотворении мира и человека, истории о делах древних богов и героев: Зевса, Аполлона, Диониса, Геркулеса, аргонавтов, которые были в поисках «золотого руна», троянской войны и неудач Одиссея.
Слово «миф» происходит от древнегреческого mythos и означает «предание», «сказание»
Сегодня большинство ученых склонны полагать, что секрет происхождения мифа заключается в том, что мифологическое сознание было древнейшим способом понимания и осознания мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности античных людей в осознании окружающей его природы, стихии, сущности человека.
Результатом стало метафорическое сравнение природных и культурных объектов, гуманизация окружающей среды, в том числе анимация фрагментов космоса. Мифологическое мышление характеризуется четким разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п.
1 Структура и виды мифов
Содержание и структура мифа являются постоянными величинами. Содержимое включает в себя такие элементы, как персонажи, действия, объекты, а структура - способ, которым эти элементы организованы и взаимодействуют.
Большинство мифов повествуют о героях и злодеях, сражающихся друг с другом, а также о том, как добро почти всегда побеждает. Именно это — константы (неизменные, инвариантные величины).
Вот почему некоторые исследователи ввели понятие «мифема». Мифема — это ядро мифа (не меняющееся смысловое целое). Мифемы — это герои, злодеи и конфликты, происходящие между ними.
Однако мы всегда можем заполнить эти универсальные конструкции конкретным содержимым. Мифологическое мышление всегда приспосабливается к новым культурным моделям.
Мы можем классифицировать мифы по разным основаниям:
- мифы о творении - мифы о разрушении;;
- мифы о богах - мифы о смертных людях;
- объясняющие мифы - этиологические мифы;
- мифы об отношениях - мифы о достижениях;
- цикличные мифы - линейные мифы;
- мифы, связанные с природными циклами.
Рассмотрим более подробно каждую группу.
1. Мифы о творении. Космогонические мифы. Эти мифы разъясняют нам, как и из чего был создан этот мир. Варианты бывают самые разные. Мир появился:
- из ниоткуда - Библия может служить примером того, как Господь сотворил мир первоначального хаоса;- из воды;
- из космического яйца и т. д.
2 Функции мифов
Функции мифов разнообразны и зависят от разных потребностей и взглядов человека:
- функция познания. Первобытные культуры используют мифы чтобы объяснить непознанное. Для первобытных людей и ранних цивилизаций мифы являются объективной реальностью. Так, миф заменяет собой реальность, и мир становится понятным. Это подтверждается тем фактом, что миф оперирует определенными образами, а не абстрактными терминами. Это делает его читаемым.
- телеологическая функция - мифы определяют цель и смысл человеческого существования.
- идеологическая функция - функция моделирования, связанная с идеологией. Мифы чрезвычайно привлекательны, поэтому их герои становятся образцами для подражания. Всякая власть хочет закрепиться навсегда. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели является создание привлекательных героев, которые поддерживают ее идеологически. Поэтому власть имущие не только изобретают героев, но и окружают их ритуалами. Именно они символически воссоздают героическое прошлое, в котором зародилась эта власть.
- аксиологическая функция. Миф является средством, с помощью которого мы хвалим себя и это вдохновляет нас. Эта функция связанна с эмоциональным мышлением людей. Современная наука может объяснить многое. Тем не менее, люди много интерпретируют на подсознательном уровне с эмоциональной точки зрения, а не рационально. Не случайно Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное», место хранения архетипических структур.
Заключение
Главными структурными составляющими мифов являются персонажи и события. В роли главных персонажей чаще всего выступают боги, герои, существа, обладающие сверхъестественными способностями. В качестве событий чаще всего описываются акты творения либо же борьба героев («сил добра») со злодеями («силы зла»), в которой почти всегда добро побеждает зло.