Реферат: «Теория литературных стилей П.Н.Сакулина» (2019) ОМГА - заказать диплом в СПб


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Филология
Тип работы:
Рефераты
Количество страниц:
16

Содержание

Введение. 3

1 Литература и действительность: каузальные связи. 5

2 Типы творчества по теории Сакулина. 8

3 Стиль и его морфология по теории Сакулина. 10

Заключение. 14

Список использованных источников. 16

Введение

Павел Никитич Сакулин - одна из самых ярких фигур русской литературной критики первой трети XX века. Элементы «органической» поэтики, берущей свое начало из источников теоретического романтизма, сочетаются у него с традициями иного пласта отечественной культуры. Естественно, в статьях и книгах ученого есть идеи А.Н. Веселовский Ф.И. Буслаева А.А. Фестивали и других филологов, которые проявили большой интерес к эстетическим и комбинаторным особенностям литературного творчества. Как автор фундаментальных исследований по теории и истории литературы, он имел широкий круг идей. Образование Сакулина было всеобщим. Если многие филологи сегодня становятся экспертами только по определенным предметам и гордятся тем, что их называют «пушкинистами», «лермонтологами», «структуралистами» и «семиотиками», нет смысла искать однозначный ответ на вопрос: кто такой Сакулин? - «Лингвист» или «литературный критик», и, в частности, на каком этапе истории языка или культуры, по какой теоретической проблеме он «специализируется»? Ошибется тот, кто усмотрит в сказанном затаенное оправдание некой беспринципной всеядности или эссеистической разбросанности интересов. Напротив, исследовательскому стилю ученого присуща высокая профессиональная корректность мысли и ощущение как глубины, так и масштабности проблем, решение которых он перед собой ставил.

1 Литература и действительность: каузальные связи

Сакулин заметно дистанцировался от «Очерков по истории западноевропейской литературы» В.М. Фриче с их уплощенно-жизненными критериями по отношению к искусству. Эта книга, по словам ученого, «не улавливает специфических черт именно истории литературы», тогда как у нее — «своя природа и свои формы проявления».

Итак, мысль Сакулина развивалась по такой линии: от социально-культурного процесса — к процессу литературному. Если же мы хотим представить структуру литературной динамики фигурально, то в этом случае целесообразно «исходить из господствующих понятий о культуре и о степени ее высоты. Кроме того, — продолжал Сакулин, — самая структура, при таком понимании, получает желательную устойчивость: широкий фундамент пирамиды образуют массы; кверху пирамида суживается; корни самой утонченной культуры уходит вглубь». Исходя из этой методологической схемы, ученый и создает картину развития русской литературы.

2 Типы творчества по теории Сакулина

Литературная теория Сакулина предваряется идеей двух типов творчества, возникшей задолго до 1920-х годов. Современной наукой она, возможно, слишком поспешно, отвергнута. Провокативным фактором тут явилась ее абстрактность и утверждение историко-литературной процессуальности в виде сменяющих друг друга стилевых формаций — реалистической и ирреальной.

Эта бинарность получила в литературоведении самое разнообразное терминологическое выражение (тип эллинский и христианский, классический и романтический и т.п.). В глубине дихотомической теории творчества просматривается гипотеза о чередовании эпох, когда, в одном случае, искусство смыкается с действительностью, стремясь быть похожим на «формы жизни», в другом же — уходит как бы внутрь самого себя, не становясь при этом эстетической неправдой, но всего лишь сохраняя бóльшую самостоятельность.

Филологи, ушедшие от соблазна пустого теоретизирования, отмечают в истории литературы периоды тяготения художников к запечатлению реальности с подчеркиванием ее телесно-вещественной, собственно пластической специфики. Такие этапы сменяются стремлением к сглаживанию указанной особенности мимесиса. У романтиков, например, понижено значение категории вещи, а развоплощению они «придают верховную ценность», снимая «акценты со всего, что есть тело» или «слишком густо наложенная краска». Полагая, что логика историко-литературного развития вряд ли может быть охвачена и исчерпана принципом дихотомичности, А.В. Михайлов, тем не менее, фиксировал такие ситуации в творчестве, когда «можно было бы говорить о стиле “духовном” и стиле “материальном”».

3 Стиль и его морфология по теории Сакулина

Литературоведение 1920-х годов — плюралистично, а высокий уровень русской филологии — бесспорен. На острие научного интереса была выдвинута проблема стиля. Она решалась в свете различных методологий. Начальной ступенью сакулинского подхода к этой ответственной и обширной теме следует считать его привязанность к широкому, берущему свое начало в философско-эстетической и искусствоведческой классике, восприятию одной из важнейших категорий поэтики. Стиль нельзя сводить к «слогу», хотя роль слова в литературном творчестве Сакулиным ставилась очень высоко. Своеобразие поэтического языка, полагал ученый, «составляет лишь часть общей проблемы стиля, понятой в широком, художественном значении термина, как у искусствоведов». Акцентируя мысль о художественной специфичности стиля, Сакулин стремится уйти от его верификации в духе лингвистики, социологизированного поведенчества и иных редукционистских методов, привносимых в теорию литературы.

Такой подступ к проблеме нашел понимание со стороны филологов высокой академической выучки и яркого исследовательского таланта; в частности, А.И. Белецкий писал о плодотворных методологических посылках Сакулина в его размышлениях о стилях.

Заключение

Литературная теория Сакулина  отличается содержательной объемностью за счет широкого и углубленного охвата жизненных, психологических, эстетических и собственно филологических сторон изучаемого предмета. Эта концепция опирается на представления о художественном творчестве, которые характерны для искусствоведческой и научно-литературной традиции с их ориентацией на европейскую философско-эстетическую классику и с упором на эйдологическую специфику произведений искусства. Стремясь к прояснению каузальности эстетических явлений, Сакулин не замыкает их на факторы экономики или «психоидеологии», как это было в литературоведении его времени. Художественное творчество вбирает в себя самый дух исторического бытия и консолидируется в формы культурных стилей, а те, в свою очередь, образуют стиль эпохи. Какими бы ни были неудачи теоретической мысли Сакулина на этом пути, ясно, что культурологическая ориентация позволила ему преодолеть узость как социологического, так и «формального» анализа литературы. Понятие о «литературной жизни», включенное в эстетическую концепцию, аргументировало рассмотрение историко-литературного процесса с позиий его внутренней обусловленности. Так ученый продвигался к пониманию логики имманентного развития классицизма, сентиментализма и реалистического искусства, хотя дихотомическая типология привносила в его искания моменты драматизма и даже неразрешимых противоречий.