Содержание
Введение. 3
1 Философия как феномен культуры. 4
2 Функции философии и ее роль в обществе. 9
Заключение. 11
Список использованной литературы.. 12
Введение
В различных областях знания человек выступает как объект исследования. Так или иначе, гуманитарные, естественные, общественные, технические и прочие науки изучают самого человека, либо продукты и результаты его деятельности, взаимодействия и отношения. Понимание природы, сущности человека, его места и роли в мироздании дает образец для постановки и решения многих проблем, то есть, в контексте дискурса современной эпистемологии, выступает парадигмой познания и деятельности [2].
Человек, являясь, специфической частью различных систем (Вселенной, биосферы, ноосферы, техносферы, социума), вступает в многообразные взаимодействия и отношения: производственные, политические, нравственные, религиозные, родственные, эстетические и т. д.
Именно философия, объединяя различные практики и типы знаний, пытается создать целостное восприятие мира, опираясь на научные факты, логические доказательства, культурно-исторический опыт общества и сознание отдельной личности.
Философия как феномен культуры, ее сложность и многогранность привели к формированию множества подходов к ее осмыслению, является актуальной темой исследования и на сегодняшний день.
1 Философия как феномен культуры
Философия как специфическая система знания рассматривает всеобщие свойства вещей и процессов, их взаимные связи и зависимости, мира в целом и человека, их закономерности развития, смысла жизни.
Построение целостного теоретического образа мира в его динамике исторически изменялось и было тесно связано со становлением и развитием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии [3].
Понятие «культура» – категория общеисторическая, имеет значение и смысл для всех эпох, на всех этапах развития общества. Латинское слово «сulture», ведет свое происхождение от «сolo», «colere» – взращивать, возделывать землю. Эти термины находим у Катона Старшего, его труд о земледелии назван «Агрикола». У Цицерона встречаем более расширительное применение термина «культура», оно используется для обозначения воздействия философии на ум человеческий, в смысле образование, возделывание ума человека, «культура ума есть философия». В. Даль характеризовал культуру через умственное и нравственное образование [1].
В современном понимании слово «культура» известно в Европе лишь с XVIII века, с эпохи Просвещения. Более ранние аналогии ему встречаются в китайской («жэнь») и индийской («джарма») философии, у греков – пайдейя. В XVIII и XIX веках термин «культурный» стали применять к людям, отличающимися изяществом манер и начитанностью, главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа [10].
2 Функции философии и ее роль в обществе
Философия появляется из глубинной потребности человеческой культуры в такого рода знании, которое в условиях отсутствия точных сведений о конкретных явлениях и процессах способствовало бы ориентации человека в мире, помогало в трагических обстоятельствах его бытия. Эту функцию могло выполнить знание, которое как бы «с высоты птичьего полета» создавало общую цельную картину мира, в которой были четко обозначены «тропы», по которым человек мог бы из «ночи кошмаров» своего бытия выйти к «храму будущего».
Каждый человек пытается осознать свое место в мире и вклад в его развитие; понять суть и перспективы различных изменений и перемен, участие в историческом процессе. Такое осознание и понимание возможны при использовании научно обоснованного мировоззрения, философской методологии познания и прогрессивных преобразованиях окружающего нас мира [9].
Человек является не только биологическим, но и духовным, разумным, социальным явлением, умеет выбирать и ставить цели, находить разнообразные пути их достижения, просчитывать результаты своей деятельности и возможные перспективы от их последствий. Для этого необходимо знать и понимать всеобщие закономерности развития процессов и явлений материального и духовного мира, их взаимосвязи. Именно философия, объединяя различные практики и типы знаний, пытается создать целостное восприятие мира, опираясь на научные факты, логические доказательства, культурно-исторический опыт общества и сознание отдельной личности [4].
Заключение
Философия как специфическая система знания рассматривает всеобщие свойства вещей и процессов, их взаимные связи и зависимости, мира в целом и человека, их закономерности развития, смысла жизни.
Построение целостного теоретического образа мира в его динамике исторически изменялось и было тесно связано со становлением и развитием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. В философском знании выделяются основные формы бытия, раскрываются их многообразные связи, развитие.
Специфика философского знания заключается в том, что оно представляет собой единство духовно-практического (личностное знание, интуиция, национальная психология и менталитет, культурно-исторические традиции) и научно-теоретического знания, опирающегося на фактический материал, данные эксперимента, логические доказательства. Философские идеи отражают потребности и запросы времени, связаны с культурно-историческими установками и приоритетными ценностями в конкретный исторический период.
Философские проблемы называют «вечными», поскольку нет окончательного их решения. Каждый человек, поколение, исторический период может внести что-то новое в их решение с учетом приоритетных направлений развития конкретного общества, актуальных ценностей.