Курсовая работа: Сценические интерпритации пьесы А.П.Чехова "Чайка" (2019) ОМГА


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Искусствоведение
Тип работы:
Курсовые работы
Количество страниц:
42

Содержание

Введение. 3

Глава I. Поэтика и особенности композиции произведений А.П. Чехова. 5

1.1 Жанровое, идейно-тематическое и языковое своеобразие прозы А.П. Чехова. 5

1.2 Традиции изучения композиции произведений А.П. Чехова. 14

Глава II. Сценические интерпретации пьес А.П. Чехова. 21

2.1 Сценическая история драматургии А.П. Чехова. 21

2.2 Сценические интерпретации пьесы Чехова – «Чайка» Льва Додина, Мхата и Ленкома  24

2.2.1 «Чайка» в постановке Льва Додина. 25

2.2.2 Сценические интерпретации пьесы Чехова – «Чайка» Мхата и Ленкома. 31

Заключение. 38

Список использованных источников. 2

Введение

Антон Павлович Чехов вошел в мировую литературу не только как прозаик, но и как драматург-новатор, который реформировав театр, открыл перед ним новые возможности, новые перспективы. Все сюжетные линии драмы Чехова выполняют одинаково важную роль, каждый персонаж служит для раскрытия невысказанного вслух конфликта.

В конце 40-х годов из-под пера А.П. Скафтымова выходит несколько статей, в которых чувствуется иной взгляд на чеховские пьесы и произведения. Эти работы являют собой методологически оформленные, итоговые размышления исследователя, занимающие его с середины 1920-х годов. Освоение чеховского творчества нашло отражение в незаконченных статьях, в отрывочных записях, неоформленных фрагментах.

Всё это указывает на непрерывные духовные интенции Александра Павловича Скафтымова, направленные на постижение чеховской поэтики, особого понимания жизни, психологизма.

До недавнего времени большая часть рукописного наследия А. П. Скафтымова, посвящённого изучению «Чайки», оставалась неопубликованной, все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

Глава I. Поэтика и особенности композиции произведений А.П. Чехова

1.1 Жанровое, идейно-тематическое и языковое своеобразие прозы А.П. Чехова

А.П. Чехов - классик русской литературы и один из наиболее часто изучаемых писателей-прозаиков. Исследования его творчества - это множество работ по литературоведению, истории литературы и лингвистике, формирующие устойчивую традицию отечественной и мировой филологии, которая называется «чеховедением», «чехововедением», «чеховианой». Самые признанные знатоки его творчества: Б.И. Александров, А.П. Чудаков, В.Б. Катаев, Н.Е. Гитович, Н.В. Капустин, И.Б. Ничипоров, А.С. Собенников, Н.А. Кожевникова, Л.И. Колоколова, М.Садр, А.Д. Степанов, И.Н. Сухих, С.В. Тихомиров, В.Я. Звиняцковский, Л.М. Мышковская, М.О. Горячева, З.С. Паперный и т.д.

В современном литературоведении есть следующие источники, которые посвящены исследованию творчества писателя: «Чеховская энциклопедия», «Электронный корпус художественных произведений А. П. Чехова», «Частотный грамматико-семантический словарь языка художественных произведений А. П. Чехова» и т.д.

Мы остановимся на обзоре аспектов, имеющих отношение к анализу абсолютного начала прозаического текста. Это идейно-тематическое своеобразие произведений писателя, их жанровая организация, композиционные особенности построения, специфика функционирования языковых, в первую очередь, лексических единиц в его произведениях, организация «лексикона» его творчества, особенно в отношении презентации текстовых универсалий персонажа, пространства и времени.

Главная особенность прозы А.П. Чехова - её жанровая организация, преобладание жанра рассказа. Это утверждают М.П. Громов, Н.Ю. Тяпугина, Р.Б. Ахметшин, В.С. Абрамова, Е.В. Сафонова, И.Н. Сухих, В.И. Тюпа, В.П. Крючков, А.В. Коротаев, О.В. Овчарская и т.д.

М.П. Громов указывает, что «рассказы Чехова не просто соседствуют в хронологической структуре собрания сочинений, но смыкаются между собой в качестве элементов сложного построения; общая тема, «общая идея» находится за пределами каждого из них в отдельности и показана в целом множестве их. Так во многих рассказах Чехова синтезируются обобщённые темы и образы, само существование которых можно выявить только при последовательном изучении всех рассказов в целом» [10, с. 309].

 

1.2 Традиции изучения композиции произведений А.П. Чехова

Композиция произведений А.П. Чехова традиционно для жанра рассказа и в то же время имеет чеховский колорит. Вот почему композиционные особенности произведений, в том числе своеобразие начальных фрагментов, изучаются многими исследователями, такими как Р.Б. Ахметшин, Я.С. Билинкис, Ван Гохун, Ю.А. Груздева, В.О. Гурбанов, Н.А. Кожевникова, Л.Е. Кройчик, А.В. Кубасов., А.Б. Лебедев, С.Л. Левитан, Е.И. Лелис, Т.В. Михайлова, Э.А. Полоцкая, В.М. Родионова, Е.В. Сафонова, В.И. Тюпа, Н.Ю. Тяпугина, И.Б. Хоменко и др.

А.П. Чудаков замечает изменчивость повествования А. П. Чехова: «Ещё не выкристаллизовалась одна повествовательная манера, как он уже обращается к другой; едва сложилась эта - в её недрах зарождается новая. Некий общий, единый конструкт под названием «повествование Чехова», который равно подходил бы и к раннему, и к позднему его творчеству, выделить невозможно» [27, с. 9].

Отмечается, в частности, что композиционно произведения А.П. Чехова строятся по традиции новеллистического (с сюжетом) и очеркового (без сюжета) рассказа.

Для очеркового рассказа А.П. Чехова, в том числе и для его начала (экспозиции), характерно сочетание лиризма с шутливой иронической интонацией. Лирическая линия в его произведениях имеет особый способ выражения. Лирическое настроение раскрывается автором одним - двумя словами. Лирических отступлений как таковых у Чехова нет. Его очерковые рассказы бессюжетны (в них наблюдается ослабление сюжетной линии - замечание Б.И. Александрова [2, с. 13]), но «концентрированные» и «лаконичные» [19, с. 152]. Это тот род бессюжетных произведений, который исторически восходит к «физиологическому очерку» натуральной школы [2, с. 13]. Вместо внешнего сюжета повествование перенесено в план зарисовки внутренне-психологической жизни героя («Детвора», «Кухарка женится», «Егерь», «Мёртвое тело» и др.). В таких типах рассказов Чехова обязательно присутствует лирический и психологический подтекст. Наличие данных подтекстов является одним из характерных признаков рассказов этого типа [19, с. 154]. Композиция таких произведений подчинена идейно-тематическому замыслу, находящегося в прямой зависимости от характера изображаемого [19, с. 157].

Глава II. Сценические интерпретации пьес А.П. Чехова

2.1 Сценическая история драматургии А.П. Чехова

В творчестве Чехова обычно выделяют три периода. Первый - ранний (1880-1888) писатель создает короткие юмористические рассказы.

Второй (1888-1899) - он пишет большие рассказы и повести с типично «романной» проблематикой, в третий период (1899-1904) автор обращается к драматургии.

Это деление является условным, потому что Чехов писал пьесы и до 1899 г., а в последний период создавал и рассказы. Но 1899 г. - начало явления, которое называется «театром Чехова». В сезон 1898/99 гг. была осуществлена триумфальная постановка «Чайки» в Художественно-общедоступном театре в Москве (Московском художественном театре). Поэтому датой начала драматургии Чехова считается 1899 г., а не 1886 г., к примеру, когда был написан водевиль «О вреде табака», не 1878 г., в котором была написана первая драма «Безотцовщина», и даже не 1896 г. - год создания «Чайки», а именно год ее триумфа в МХТе.

Самого Антона Павловича не удовлетворяла режиссура и игра актеров, известны его резкие высказывания в адрес Станиславского и Немировича-Данченко. Как и в рассказах, в пьесах писателя важны каждое слово, деталь и ремарка. Драматург возмущался непониманием, вольностями, невниманием актеров к тексту. Очень важна для него была жанровая принадлежность пьес, а «Чайку» и «Вишневый сад» в МХТе исполняли с надрывом, с драматизмом, чего автор не хотел видеть в своих пьесах. Чехов не просто внес новые элементы в драматическое произведение, он сумел целиком реформировать драматургические принципы и отказаться от прежней сценической формы.

2.2 Сценические интерпретации пьесы Чехова – «Чайка» Льва Додина, Мхата и Ленкома

В основу нашего исследования положена неоконченная статья Александра Павловича Скафтымова «Чайка» среди повестей и рассказов Чехова», увидевшая свет в полном объёме лишь в 2015 году и содержащая нетривиальный подход саратовского учёного к изучению чеховской пьесы.

До А.П. Скафтымова никто не рассматривал «Чайку» не только через призму чеховской прозы, но и в тесном соотношении с ней. Констатируя это, мы тем самым оттеняем новизну предлагаемой работы. Несмотря на то, что в «Чайке» среди повестей и рассказов Чехова» отразились основополагающие суждения исследователя, с которыми он подходит к осмыслению творчества А.П. Чехова, о незавершённости исследовательского труда может свидетельствовать план намеченной им дальнейшей работы.

 

2.2.1 «Чайка» в постановке Льва Додина

Известный петербургский режиссер Лев Додин, много лет возглавляющий Малый Драматический Театр, за последние десять лет осуществил четыре постановки различных пьес А.П. Чехова.

Из всего драматургического наследия Чехова, самой востребованной в отечественном театре минувшего столетия оказалась «Чайка». При этом отношение режиссеров к творческому и человеческому конфликту между поколениями «отцов» и «детей», на котором строится вся проблематика пьесы, менялось практически каждое десятилетие – и всякий раз эти изменения оказывались тесно связанными с резкими переломами в общественном сознании. Так, в шестидесятые годы театр безоговорочно поддерживал Треплева в его дерзком поиске «новых форм». В «застойные» семидесятые, когда на смену безоглядному юношескому максимализму приходило горькое прозрение, сценические интерпретации «Чайки» приобрели истинно «полифоническое» звучание: у каждого поколения оказывалась своя правда, и никому не было отказано в сочувствии и сострадании. Очередной резкий перелом произошел в девяностые годы, когда представители отечественной интеллигенции в одночасье превратились из кумиров в жалких неудачников, только и умеющих, что путаться под ногами у новых «хозяев жизни». В это время режиссеры как будто «вспомнили», что сам Чехов обозначил свою пьесу как комедию. Именно в этом жанре были решены почти все отечественные «Чайки» последнего десятилетия, с использованием всех известных оттенков юмора - от абсурдистского «черного трагифарса» до незатейливого деревенского водевиля.

2.2.2 Сценические интерпретации пьесы Чехова – «Чайка» Мхата и Ленкома

Судьба драматического наследия Чехова кровно связана с возникновением и становлением Московского Художественного театра. За Художественным театром остается его историческая заслуга перед национальной и мировой культурой: открытие Чехова-драматурга. Встреча Художественного театра с Чеховым была глубоко закономерной: поистине, они были «созданы друг для друга» - русский передовой театр, полный творческих сил, смелости, новаторских дерзаний, и великий русский демократический писатель, новатор по духу и по форме своего творчества. Московский Художественный театр, оказался лучшим интерпретатором его произведения «Чайка», а затем и всех остальных пьес Чехова.

Заключение

А.П. Чехов - огромный художник, сумевший понять и оценить самые прекрасные свойства русского человека, творивший во имя освобождения людей от всего косного, фальшивого, мелкого, что сковывает, мешает человеку жить достойной его жизнью, Чехов помогал своим современникам мечтать о будущем. Ему свойственны: скупость, сдержанность чувств, большая внутренняя чистота, глубокая уверенность в прекрасном будущем своей родины.

В творчестве Чехова обычно выделяют три периода. Первый - ранний (1880-1888) писатель создает короткие юмористические рассказы.

Второй (1888-1899) - он пишет большие рассказы и повести с типично «романной» проблематикой, в третий период (1899-1904) автор обращается к драматургии.

Лучшим интепретатором драматургии Чехова стал Московский Художественно-Академический театр, созданный в 1897 году В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславским. Спустя 2 месяца после провала «Чайки» на сцене Александрийского театра, состоялась премьера этой пьесы на сцене Художественного театра. «Чайка» жанрово обозначена как «Комедия», с чем, в первую очередь, связана причина провала первой постановки, которая состоялась в Александринском театре 17 октября 1896 г. «Чайку» исполняли как легкую комедию комедийные актеры, да и публика шла на комедию, желая увидеть любимых актеров в их привычных амплуа. Следующие постановки «Чайки» были более успешными, и такая сценическая судьба характерна для всех пьес А. П. Чехова: сначала провал либо холодный прием, затем после следующих постановок - признание. До зрителя как будто долго «доходило» послание Чехова. И мы не можем сказать, что в наши дни смысл его пьес полностью исчерпан.