Дипломная работа: Создание электронного пособия для пользователей ПК и юристов


Чтобы узнать стоимость работы и выбрать удобную систему оплаты, нажмите кнопку

Предмет:
Программирование
Тип работы:
Дипломные работы
Количество страниц:
62

Содержание

Введение.......... 5

1 Программное обеспечение электронного учебника.......... 8

1.1 Современный электронный учебник.......... 8

1.2 Обзор средств создания обучающих программ и формирование требований к учебнику.......... 14

1.3 Принципы построения электронного учебного пособия.......... 17

1.4 Выбор инструментов реализации.......... 21

2 Обоснование программного обеспечения.......... 30

2.1 Требования к программному обеспечению.......... 30

2.2 Модель электронного пособия.......... 30

3 Создание приложений.......... 34

3.2 Создание главной кнопочной формы.......... 35

3.3 Вставка документов Word в таблицы, формы и отчеты Access.......... 38

3.4 Руководство пользователя.......... 38

4 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта.......... 48

4.1 Расчет затрат на разработку системы.......... 48

4.2 Формирование денежного потока.......... 51

4.3 Анализ рисков.......... 53

5 Охрана труда.......... 54

Заключение.......... 58

Список использованной литературы.......... 61

 

 

Введение

 

Появление электронных учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришел второй, современный этап, характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников".

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий ...

 

 

1 Программное обеспечение электронного учебника

1.1 Современный электронный учебник

 

В соответствии с Инструкцией Минобразования, электронное издание представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное учебное пособие может быть выполнено на любом электронном носителе или размещено в локальной или глобальной компьютерной сети. В зависимости от содержания, объема и полноты представления учебного материала электронные учебные издания делятся на электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные задачники, электронные практикумы и т.д.

“Электронный учебник – основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой” ...

 

 

1.2 Обзор средств создания обучающих программ и формирование требований к учебнику

 

В настоящее время создано довольно большое количество автоматизированных обучающих систем и средств их создания. По виду представления учебного материала их можно разделить на три основных вида - в виде простого, мультимедийного или гипертекстового документов.

Представление материала в виде обычных документов, то есть линейного текста, подразумевает наличие некоторого текстового материала, разбитого на темы и страницы, может быть, содержащего некоторые рисунки. Ознакомление обучаемого с данным текстом идет в заранее определенной последовательности, которую он не может изменить. В лучшем случае подобная система предлагает вернуться на шаг назад или начать обучение с самого начала.

Системы с подобной организацией данных обычно не предполагают каких-либо тестовых программ, а если таковые имеются, то все на что они способны, это вернуть обучаемого к предыдущей пройденной теме или выставить ему оценку за прочитанный материал. Именно прочитанный, а не изученный ...

 

 

1.3 Принципы построения электронного учебного пособия

 

Электронное пособие (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Таким образом, студент просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Дискретная последовательность экранов находится внутри (и в пределах) наименьшей структурной единицы, позволяющей прямую адресацию, т. е. внутри параграфа или подпараграфа (того, что характеризуется заголовком третьего уровня) содержится один или несколько фрагментов, последовательно связанных друге другом гипертекстовыми связями. На основе таких фрагментов проектируется слоистая структура учебного материала, которая содержит:

- слой, обязательный для изучения;

- слой для более подготовленных пользователей;

- слой для более глубокого изучения определенных разделов; ...

 

 

1.4 Выбор инструментов реализации

 

Microsoft Access - это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые вам средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации. Что касается легкости использования, то Microsoft Access совершил здесь настоящий переворот, и многие для создания своих собственных баз данных и приложений обращаются именно к нему.

Система управления базами данных предоставляет вам возможность контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и организацию коллективного пользования этой информацией. СУБД также существенно увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объемов хранящейся в многочисленных таблицах информации. СУБД включает в себя три основных типа функций: определение (задание структуры и описание) данных, обработка данных и управление данными. Все эти функциональные возможности в полной мере реализованы в Microsoft Access. В практике, как правило, необходимо решать и задачи с использованием электронных таблиц и текстовых процессоров. Например, после подсчета или анализа данных необходимо их представить в виде определенной формы или шаблоны. В итоге пользователю приходится комбинировать программные продукты для получения необходимого результата. В этом смысле все существенно упростят возможности, предоставляемые Microsoft Access ...

 

 

2 Обоснование программного обеспечения

2.1 Требования к программному обеспечению

 

Программирование в Access сильно отличается от программирования в Word, Excel и других приложениях Office. Главное принципиальное отличие заключается в том, что Word, Excel, PowerPoint, Project и т.п. предназначены прежде всего для непосредственной работы с ними пользователя, без какой-либо доработки со стороны разработчиков предприятия. Access иногда также используется как конечное приложение пользователями, но чаще он все-таки применяется как платформа для создания своих приложений разработчиками.

В первом случае от пользователя требуются специальные знания, однако диапазон информационных запросов к базе данных (БД), а также виды и формы отчетов практически не ограничены.

Во втором случае работать в системе может пользователь без специальной подготовки, но перечень информационных запросов и виды отчетов, а в этом случае жестко фиксирован разработчиком приложения. Тем не менее, именно второй способ получил на практике наибольшее распространение для несложных баз данных.

БД Access позволяет выполнять:

- создание обычных форм — программных интерфейсов для занесения/изменения/просмотра данных в базе данных и Web-форм (они называются страницами доступа к данным);

- создание отчетов к базам данных, в том числе параметризованных;

- создание программной логики приложения обычным способом — на VBA (модули) и для начинающих пользователей — макросы (макросы всегда можно преобразовать в модули); ...

 

 

3 Создание приложений

3.1 Создание форм

 

Проектирование форм и работа с ними.

Access предоставляет возможность вводить данные как непосредственно в таблицу, так и с помощью форм. Форма в БД - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.

Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.

Форма предоставляет возможности для:

1. Ввода и просмотра информации базы данных.

2. Изменения данных.

3. Печати.

4. Создания сообщений

Способы создания форм:

1. Конструктор форм (предназначен для создания формы любой сложности).

2. Мастер форм (позволяет создавать формы различные как по стилю, так и по содержанию).

Алгоритм создания форм следующий:

1. Открыть окно БД.

2. В окне БД выбрать вкладку Формы ...

 

 

3.2 Создание главной кнопочной формы

 

Главная кнопочная форма создается с целью навигации по базе данных, т.е. она может использоваться в качестве главного меню БД. Элементами главной кнопочной формы являются объекты форм и отчётов.

Запросы и таблицы не являются элементами главной кнопочной формы. Поэтому для создания кнопок Запросы или Таблицы на кнопочной форме можно использовать макросы. Сначала в окне базы данных создают макросы «Открыть Запрос» или «Открыть Таблицу» с уникальными именами, а затем в кнопочной форме создают кнопки для вызова этих макросов.

Для одной базы данных можно создать несколько кнопочных форм. Кнопки следует группировать на страницах кнопочной формы таким образом, чтобы пользователю было понятно, в каких кнопочных формах можно выполнять определенные команды (запросы, отчеты, ввода и редактирования данных). Необходимо отметить, что на подчиненных кнопочных формах должны быть помещены кнопки возврата в главную кнопочную форму.

Технология создания кнопочных форм следующая:

1. Создать страницу главной кнопочной формы (ГКФ).

2. Создать необходимое количество страниц подчиненных кнопочных форм (например, формы для ввода данных, для отчетов, для запросов и т.д.) ...

 

 

3.3 Вставка документов Word в таблицы, формы и отчеты Access

 

Использование документов Microsoft Word в таблицах, формах и отчетах Microsoft Access осуществляется аналогично использованию листов Microsoft Excel или рисунков. Документ Microsoft Word рассматривается как объект OLE, который может быть помещен в таблицу или, с помощью свободной или присоединенной рамки объекта, в форму или отчет Microsoft Access ...

 

 

3.4  Руководство пользователя

 

В данной работе предложено созданное в среде Access Руководство для пользователя по работе с ПК, ориентированное на пользователей с минимальными знаниями баз данных.

Электронное руководство запускается автоматически при открытии файла базы данных Рукводство.mdb. На экране появляется заставка учебника.

 

 

 

Рисунок 10. Интерфейс учебника

 

 

По нажатию кнопки ОК происходит переход к главной кнопочной форме.

 

Рисунок 11.  Переход к кнопочной форме

...

 

 

4 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта

 

4.1 Расчет затрат на разработку системы

 

Для разработки системы необходимо привлечение следующих специалистов:

а) руководитель проекта, знающий предметную область, фор-мулирующий техническое задание на разработку;

б) бизнес-аналитик, выпол¬няющий функции менеджера проекта;

в) программист, непосредственно занимающийся разработкой ИТ и технической доку¬ментации.

Для расчета затрат на разработку системы необходимо разбить процесс раз¬работки на этапы. На каждом этапе требуется определенное количество исполнителей. Перечень этапов разработки системы и исполнителей представлен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень этапов разработки системы и исполнителей

 

 

Срок разработки системы составляет 30 дней. Календарный график работ приведен на рисунке 24.

Дневная заработная плата специалистов, участвующих в разработке системы, приведена в таблице 2. Среднее количество рабочих дней в месяце - 22 дня ...

 

 

4.2 Формирование денежного потока

 

Разработка автоматизированной системы учета прихода и расхода товара в магазине фототоваров осуществлялась по заказу ТОО «Intercom», поэтому все права на владение принадлежат этому предприятию. Необ-ходимо оценить эффективность внедрения такой системы для единственного за¬казчика.

Для оценки эффективности был использован метод внедрения информаци¬онной технологии как инвестиционного проекта. В соответствии с этим методом для оценки эффективности были проведены следующие мероприятия:

а) руководство предприятия подготовило техническое предложение по разработке системы;

б) специалисты по информатизации проанализировали это предложение и вынесли заключение о необходимости и возможности разработки автоматизиро¬ванной системы;

в) специалисты по информатизации выявили исчисляемые и неисчисляемые эффекты от внедрения системы ...

 

 

4.3 Анализ рисков

 

Проектирование рабочих мест, снабженных видеотерминалами, относится к числу важных проблем эргономического проектирования в области вычислительной тех¬ники. Эргономика – прикладная наука целью, которой является приспособление труда к физиологическим и психическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной работы, которая не создаёт угрозы здоровью человека. Практика показывает, что планировка рабочего места должна удовлетворять требованиям удобства выполняемых работ и экономии энергии, и времени оператора, рационального использования производственных площадей и удобства обслуживания устройств ПЭВМ. При планировке рабочего места необходимо учитывать удобство расположения дисплеев, принтеров, пульта ЭВМ, а также зоны досягаемости рук оператора. Эти зоны, установленные на основании антропометрических данных тела человека, дают возможность рационально разместить компьютер, его клавиатуру и дисплей ...

 

 

Заключение

 

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он:

- облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

- допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

- освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

- предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

- дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

- выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

Учебник необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету ...

 

 

Список использованной литературы

 

21. Гринчишин, Я.Т. и др. Алгоритмы и программы на Бейсике; М.: Просвещение, 1988. - 160 c.

22. Груман, Гален; Ассади, Барбара; Антон, Келли QuarkXPress 5. Библия пользователя; М.: Диалектика, 2003. - 864 c.

23. Дал, У.-И.; Мюрхауг, Б.; Нюгорд, К. СИМУЛА 67. Универсальный язык прораммирования; Мир, 2010. - 100 c.

24. Жвалевский, А.; Гурский, Ю.; Корабельникова, Г. Adobe Illustrator 10.0 в теории и на практике; Мн: Новое знание, 2002. - 592 c.

25. Москвин, П.В. Азбука STL; М.: Горячая линия - Телеком, 2003. - 262 c.

26. Мэдник, С; Донован, Дж. Операционные системы; Мир, 1978. - 792 c.